Вопрос специалисту

Ребенок дерется со всеми, кто слабее его

Ребенок дерется со всеми, кто слабее его

Моему сыну недавно исполнилось 5 лет. В последние полгода у нас стала вырисовываться проблема. Сын дерется, причем дерется с теми, кто заведомо слабее его. Дома и с друзьями - милый, добрый, жизнерадостный мальчишка, сообразительный и веселый. Но на улице может запросто ударить абсолютно незнакомого малыша, который может просто проходить мимо. Был еще такой случай. Моя сестра взяла его с собой на работу (в д/сад), так он, войдя в группу, с порога заявил, что он им всем тут покажет, так как ему уже 5, а им еще только по 4. Я не узнаю своего малыша. Сын ходит в д/сад год, причем с сентября он ходил в один сад, а с февраля перешел в другой. Внешне этот переход прошел безболезненно. Подскажите, пожалуйста, как объяснить ребенку, что такое поведение недопустимо? Причем когда с ним разговариваешь, объясняешь, он соглашается, что поступил плохо, но продолжает себя вести так же. Спасибо. Мария

Мария

Сейчас у вашего сына такой возраст, когда у него формируются первые моральные ценности. В этом возрасте дети начинают интересоваться вопросами этики и морали, справедливости, правды, добра и зла. Ваш сын пробует на практике разные роли, и сейчас роль сильного агрессора ему кажется привлекательной. Объяснениями вы ничего не добьетесь, слова – это всего лишь слова. На ситуацию вы можете повлиять действиями.
Во-первых, действиями, направленными против его агрессивного поведения (ударил ребенка – в тот же миг собрались и ушли домой, прогулка окончена, без пререканий, лекций, отступных). Во-вторых, действиями, направленными на то, чтобы показать ему и другие образы, увлечь ими – тщательнее подбирайте репертуар мультиков, фильмов и книг для сына. Исключите все подростковые и взрослые мультики и фильмы, если они у вас есть, и сосредоточьтесь на героической романтической классике - сказках, балладах, рассказах о рыцарях, дружбе, верности, подвигах. Проведите ему за лето сказкотерапию – пусть он не из ваших нравоучений узнает о том, как надо или не надо себя вести, а увидит у сказочных героев. Подберите репертуар, заинтересуйте сына, подключите к формированию образа творчество (рисование иллюстраций к книжкам, придумывание продолжений полюбившихся историй, ролевые игры по ним и т.п.). Делайте все это вместе с сыном, мягко направляя его в нужное вам русло. Но напрямую вести с ним беседы о морали и правильном\неправильном не стоит, только если он сам будет инициатором такого разговора, спросит у вас о чем-то.
Мария Сурыгина, психолог

Анна Зубкова, специалист