Вопрос специалисту

Ребенок грызет ногти и засыпает только после ритуала

Ребенок грызет ногти и засыпает только после ритуала

Ребенок придумал ритуал отхождения ко сну, моется, обязательно попить, потом сходить в туалет по-маленькому, дальше должна зайти я и поцеловать, если я о чем-то с ним говорю перед сном, весь алгоритм сбивается, ему опять нужно сходить в туалет, попить и т.д., в туалет перед сном может сходить до 5 раз, с интервалом в 5-10 минут. Объясняет, что боится, если не сходит перед самым сном, то может описаться или проснется рано из-за полного мочевого пузыря и не сможет заснуть. Очень сильно грызет ногти, ногтей можно сказать уже нет на двух пальцах, ни уговоры, ни лак, ни просьбы, ни страх перед наказанием ни к чему не приводят. Как изменить программу отхождения ко сну?

Екатерина

Екатерина, здравствуйте.

Психика всегда выбирает эффективный способ поведения. И прежде чем что-то убрать, нужно предложить новое. Но не просто сказать, а так, чтобы это стало таким же эффективным способом, как предыдущий.

Перед сном психика замедляется, «проверяет» реальность на безопасность и только после этого позволяет телу уснуть. Судя по описанию, ваш ребенок не может самостоятельно справиться с напряжением, поэтому «призвал» на помощь ритуал. Это может быть связано с переменами в жизни (переезд, смена школы, смерть близкого, развод, рождение младшего ребенка и т.д.), повышенным напряжением в течение дня (очень насыщенный график), жестким блоком на эмоции внутри семьи и т.д. Причин множество, вам стоит разобраться, что послужило источником для вашего ребенка. Для исключения ряда возможных патологий, я рекомендую обратиться за очной консультацией к неврологу и психологу. Кстати, если патологий физиологического плана не будет выявлено, психолог сможет помочь ребенку избавиться от навязчивых повторений.

Тем не менее, важно понимать, что эффективность всех коррекционных мероприятий так же зависит и от микроклимата внутри семьи. Вам так же стоит посетить специалиста, скорректировать те реакции и способы поведения, которые могут провоцировать ребенка. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/

В любом случае не стоит наказывать, запрещать, стыдить и обвинять. Лучше поддерживать, помогать и предлагать новые поведенческие реакции. В случае с ногтями можно просто зеркалить «ты грызешь ногти». В какой-то момент ребенок сам станет это замечать за собой.

Также, стоит начать фиксировать ту эмоцию, которую ребенок испытывает в данный момент. Например: «Ты грызешь ногти. Что случилось? Что ты сейчас чувствуешь?». И дальше разбираете ситуацию, предлагаете новые способы прожить то состояние, которое он реализует через ногти. Это может быть та же тревога, и тогда ее можно нарисовать, проработать дыхательными техниками, смыть водой в душе, выписать на бумагу и т.д. Или это может быть злость, которую ребенок не разрешает себе выплеснуть. И тогда вы легализуете ее («Злиться это нормально. Я тоже злюсь, когда у меня не получается») и учите проживать и это состояние.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»