Вопрос специалисту

Ребенок хочет бросить секцию из-за проигрыша

Ребенок хочет бросить секцию из-за проигрыша

Добрый день! Ребенку 5,5 лет. Начали ходить в секцию каратэ. Ребенку нравилось, ходил с удовольствием. Отходили 2 месяца. Потом прошли соревнования внутри школы. Проиграл два боя. Занял последнее место, расстроился, больше заниматься не хочет. Вопрос, как поступить: занять позицию "не хочет - пусть не ходит" или все-таки настоять, чтобы привыкал при трудностях не сдаваться?

Алена

Алена, здравствуйте.

Постарайтесь занять нейтральную, но поддерживающую позицию. Не впадайте в крайности, а держите баланс между уважением к чувствам, желаниям ребенка и родительской позицией.

Ребенок столкнулся с трудностями, с неудачей, как отреагировали вы? Что говорили? Что делали? А другие значимые взрослые? Если кто-то обесценил чувства ребенка («нашел из-за чего переживать), высмеял их («как девчонка плачешь»), запретил чувства («слушать больше не хочу») и так далее, то ребенок проживает свою неудачу так, как умеет. Сейчас для него оптимально – уйти от стресса. Эту стратегию он скопировал у кого-то из родителей, скорее всего. И тогда что делать?

Скажите, что понимаете ребенка, что знаете, как это бывает больно и обидно, как горько. Скажите, что тоже расстраиваетесь и очень хотите больше не пробовать. Приведите пример из жизни. А потом скажите, что можно и бросить, но тогда не будет больше шансов победить никогда, что тогда придется отказаться не только от возможных выигрышей, но и от друзей, тренера ил чего-то еще, что нравилось ребенку.

Придумайте сказку, где будет животное, которое проигрывало и отчаялось (ребенку проще воспринимать через образ животных). Подумайте вместе, как этому животному помочь. Есть уже готовая сказка «Мишка-Топтыжка». В ней очень хороший сценарий выхода.

Дайте ребенку понять, что вы поддержите любое решение, что вы рядом и всегда можно уйти. Но вы верите в своего ребенка и готовы оказать помощь.

Обратите внимание на значимость выигрыша в семье в целом. Есть ли элемент соревнований в отношениях внутри семьи. Как поддерживают проигравшего? Что получает победитель? А как меняется отношение к ребенку, если он не «лучше всех»? Возможно, ребенком руководит не только боль от неудачи, но и страх потерять родительскую любовь. И тогда важно сохранять ее вне зависимости от обстоятельств и поведения ребенка. Если ваш ребенок сделал плохой поступок, осуждайте его, а не ребенка. Следите за тем, чтобы говорить «Мне не нравится, когда ты кричишь на меня. Говори тише», а не «Ты невыносим!». Старайтесь не употреблять никаких оценок, сравнения и категоричности в речи, по возможности. Не говорите «Ты самый лучший», «У тебя все получится!». Говорите: «Я тебя люблю», «Я рядом», «Неприятности бывают, мне очень жаль».

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»