Вопрос специалисту

Ребенок конфликтует со сверстниками

Ребенок конфликтует со сверстниками

Ребенок конфликтует каждый день со сверстниками, все учителя жалуются на его плохое поведение. И в детском саду было то же самое.

Оксана

Здравствуйте, Оксана.

К сожалению, в своем письме вы не задали конкретный вопрос. Поэтому просто прокомментирую ваше обращение.

Конфликт сам по себе – это способ добиться какого-то результата. Это симптом внутреннего напряжения. Это признак того, что ребенок не умеет действовать иначе. Поэтому сам по себе конфликт не является проблемой. Другой момент, почему он возникает? На каком этапе? Что вызывает у ребенка потребность в таком поведении? Возможно, это личная выгода. Так бывает, например, если родители мало времени уделяют своему ребенку. Его потребность в контакте растет, поэтому со временем малыш понимает, что если вести себя «плохо», то родители обратят на него внимание.

Или, быть может, ваш сын не умеет разговаривать иначе. Тогда обратите внимание на то, как вы разговариваете в семье, на то, как вы общаетесь с посторонними людьми. Какой пример вы подаете? Помогите ребенку устанавливать контакты и поддерживать их. Разбирайте примеры в книгах, мультиках. Помогайте понять, как строится диалог.

Развивайте эмоциональный интеллект вашего сына. Ребенок должен хорошо понимать свои эмоции и уметь экологично проявлять их. Особое внимание обратите на социально неприемлемые эмоции, так называемые «отрицательные». Я говорю сейчас о гневе, злости, агрессии и т.д. Можно ли в вашей семье их проявлять? А сколько способов показать свой гнев существует у ребенка? Проработайте эти навыки, дайте выход этим эмоциям и потребность в конфликте снизится.

Уделите внимание расслаблению ребенка. Психика работает на двух процессах – возбуждении и торможении. В первые годы жизни ребенок легко может возбуждаться, а вот с торможением бывают проблемы. Если к семи годам вы не научили этому своего ребенка, то сейчас самое время заняться этим. Очень хорошо работают дыхательные техники, водные процедуры, медитация, ароматерапия.

Поговорите со своим сыном. Обсудите с ним текущую ситуацию. Как он видит проблему? Возможно он знает ее причину и сможет предложить решение этой ситуации. Главное – это внимательно слушать его и проявлять уважение к словам и эмоциям мальчика. Ни в коем случае не обесценивайте чувства ребенка. Поддерживайте его. Чаще используйте такие слова как «я люблю тебя», «я верю в тебя», «я с тобой», «я рядом».

Вы пишите о том, что поведение «плохое». Но это оценочное суждение. Какое конкретное поведение вы называете «плохим»? А почему оно является «плохим»? Возможно дело не в нарушении внутренних правил школы, а в том, что ребенок ведет себя неудобно. В таких случаях учителя часто жалуются родителям на детей. Постарайтесь оценить ситуацию объективно и стараться оставаться с сыном в одной команде, а не противостоять ему и быть на стороне педагогов. Если того требует ситуация, то подключите штатного психолога. Специалист должен не только установить причину, проконсультировать учителей, но и помочь вам корректно реагировать на поведение сына.

В любом случае, ваш сын должен быть четко уверен в том, что вы любите его вне зависимости от обстоятельств и нюансов его поведения. Следите за словами во время наказания. Ни в коем случае не говорите: «Я не люблю тебя. Ты плохой». Наоборот, сначала скажите, что любите, а потом говорите о поступке. То есть не «Ты злой», а «Я понимаю, ты разозлился. Давай вместе подумаем о том, как поступить в следующий раз». Чаще используйте технику контейнирования эмоций. Она поможет не только развить эмоциональный интеллект ребенка, наладить контакт, но и предложить мальчику несколько альтернативных способов поведения.

И, конечно, обратите внимание на обстановку в семье. Конфликты между родителями, недостаток внимания к детям, отсутствие контакта между родителями и детьми часто являются причиной такого поведения. В любом случае – начать стоит с себя.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»