Вопрос специалисту

Ребенок легко возбудим, испытывает трудности в обучении

Ребенок легко возбудим, испытывает трудности в обучении

Здравствуйте, в последнее время очень остро встала проблема во взаимоотношениях с сыном.

Дело в том, что у ребенка пропала мотивация к учебе (примерно около 2х месяцев назад), то что не получается, то и не старается делать, нет терпения к повторению одного и того же материала, например, при заучивании правила или стихов. Сразу же начинает раздражаться, ныть, хныкать. Иногда уговорами удается убедить ребенка сесть и все-таки выполнить задание, но в большинстве случаев пока не поплачет, не сядет. Иногда мне кажется, что у него не справляется нервная система и как бы срабатывает "выключатель", происходит некий сбой, но ведь раньше таких очевидных проблем не возникало. И еще у моего ребенка очень странная реакция: когда его ругаешь, он просто смеется. А я не могу понять - специально он это делает или это его защитная реакция на происходящее.

Хочу отметить также, что ребенок с чувствительной нервной системой, склонной к частой смене настроения (вот вроде все было хорошо, потом стало грустно и доходит даже до слез), легко возбудимый, плаксивый, темперамент скорее меланхолик.

Посоветуйте, пожалуйста, как правильно воспитывать такого ребенка, если он не хочет учиться, не стремится выполнять аккуратно домашние задания и иногда ведет себя не совсем по возрасту и не совсем адекватно (например, может плакать по любому поводу или смеяться). Какие меры воспитания применять: наказывать или поощрять за хорошие оценки, дела? И если наказывать, то как это делать правильно? Как общаться с сыном, чтобы достучаться до его сердца и внушить ему ответственность за свою учебу?

Буду очень признательна, если поможете разобраться в ситуации.

Марина

Здравствуйте, Марина!

Причин такого поведения может быть несколько. Среди них, например, физическое состояние ребенка. Необходимо проконсультироваться с неврологом для постановки или исключения некоторых диагнозов. Дело в том, что эмоциональная лабильность часто является признаком ряда отклонений, в этом случае может быть необходимо медикаментозное лечение. Поэтому, чтобы не упустить развитие возможной болезни, ребенка нужно показать специалистам.

Подобное поведение может также быть обусловлено протестном, возникающим в ответ на окружающие ребенка условия, жизненные обстоятельства или взаимоотношения в семье (проблемы в отношениях родителей, бытовые трудности, нарушение режима для и питания и т.д.). В этом случае нужно определить зоны, в которых родители ненамеренно способствуют формированию у ребенка стрессового состояния. Это может быть запрет на эмоции (не плачь, успокойся и т.д.), скрытые формы домашнего насилия, например, если ребенок от чего-то отказывается, его всегда заставляют это делать, вне зависимости от важности задания, от условий и т.д.

Кроме того, такое поведение может объясняться тем, что Ваш сын вступил в подростковый период, который характеризуется изменением гормонального фона, которое, в свою очередь, обуславливает подвижность психики. В этом случае необходимо на своем примере показывать, как нужно себя вести, и быть ребенку другом, не смотря на его реакции. Такое состояние пройдет само, как только все гормональные перестройки в организме закончатся. Рекомендую также обратиться за очной консультацией к психологу, который при помощи ряда методик сможет направить Вас в дальнейших действиях. Грамотный психолог сразу определит, есть ли патологии в развитии и какие зоны являются проблемными. Обращайтесь к компетентным специалистам, отказывайтесь от их услуг, если они не внушают Вам доверия.

Существует также несколько универсальных правил, которые стоит соблюдать в общении с легко возбудимым ребенком. Во-первых, будьте последовательны, держите свое слово, только тогда Ваши слова и поступки будут значимыми для ребенка. Во-вторых, правильно расставляйте приоритеты: не всегда хорошие оценки важнее психоэмоционального состояния ребенка, если он отказывается учить какой-то предмет вплоть до панических атак и истерик, стоит прекратить принуждение и дать ребенку возможность учиться в меру своих способностей. В-третьих, поощряйте положительное поведение ребенка, выстраивайте с ним конструктивный последовательный диалог.

Помните, что в ситуации нужно подробно разбираться очно.

Всего доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»