Вопрос специалисту

Ребенок много фантазирует

Ребенок много фантазирует

Ребенку 9 лет. Он любит конструировать. Недавно из дерева сделал машину, в которую он сам помещается. С одной стороны, это хорошо. Но меня пугает, что он воображает, что эта машина настоящая. Он всем рассказывает, что она у него ездит на жидком электричестве (это вода). Бывает с очень серьёзным видом говорит, что это электричество вытекло.


Иногда воображает, что машина сломалась, и её срочно надо чинить. Естественно, что сверстники его неправильно понимают и не воспринимают всерьёз. Я не знаю, нормально это или нет?

Здравствуйте. 
Наше тело устроено так, что все процессы в нем взаимосвязаны. Работа психики не исключение. Для того, чтобы создать что-то, нужен большой творческий потенциал и в достаточной степени развитое воображение (я уже не говорю о мелкой моторике, интеллекте и прочих важных процессах). 

Так вот, детская психика имеет отличия от работы взрослой. Она дозревает. Детская психика не может еще сохранять границы ситуации и своей роли в этом, как это делает взрослый. То есть, если ребенок любит фантазировать, то он будет делать это всегда и везде: когда создаёт машину, и когда занимается чем-то другим (чистит зубы или ест, когда конструирует или сидит в кресле у стоматолога). 

В случае с вашим ребёнком отсюда формируется невозможность направлять фантазию в одно русло и полную остановку в другом. Если ребенок фантазирует, то это занимает всю его жизнь.
Но разграничивать и регулировать эти процессы можно научиться. Например, с помощью границ и правил. Например, можно обозначить время и место для фантазии и творчества, а за пределами этого поля фантазию контролировать. Если сейчас это даётся сложно, но можно сначала обозначить не время для игр, а время для реальности (например, полчаса-час, а потом медленно и по мере готовности ребенка увеличивать это время). Когда он будет готов, вы придёте к тому, что большую часть времени он в настоящем, а час-два в день - в игре. Но важно помнить, что мои временные ориентиры не имеют рекомендательного характера. Я прошу ориентироваться именно на вашего сына и его способности. Просто такой потенциал может нуждаться в куда больших временных ресурсах, чем у среднестатистического ребёнка. На нашем портале есть статья на эту тему, рекомендую ознакомиться с ней Детские фантазии.

Вы можете периодически играть в "что я вижу". И называть предметы, которые вас окружают. Это разовьёт наблюдательность и постепенно будет возвращать в настоящий момент. Кроме того, прошу вас (или другого взрослого, с которым ребенок проводит время) периодически спрашивать ребенка о том, какие у него сейчас эмоции и какие ощущения в теле. Это тоже очень полезно для развития чувствительности к настоящему моменту.

Что касается сверстников, то это просто не та среда, которая способна увидеть вашего ребенка. Он отличается от них, а отсюда непринятие. Организуйте ребенку досуг, где есть другие творческие дети. Это могут быть мастер-классы, кружки и т.д. Там, где ваш сын будет своим среди своих. Не требуйте от него общения с теми, кто его не принимает. Как говорит Людмила Петрановская, "это просто не ваша песочница".

Ну и понятие "норма" очень широкое. Норма - это то, что встречается чаще всего у определённой группы лиц. Но если показатель за пределами популярного значения, то это может быть индивидуальностью, гениальностью, болезнью и т.д. Определяет это степень адаптации к миру. Ваш ребенок умеет говорить с теми, кто ему интересен? Может применить свои знания? Умеет обеспечивать свою жизнедеятельность в рамках возрастных норм? Тогда все в порядке. Вам не о чем волноваться. Просто у него есть талант. Если все же есть повод для беспокойства, то стоит проконсультироваться с детским психиатром или психологом.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»