Вопрос специалисту

Ребенок не может приступить к домашнему заданию без истерики

Ребенок не может приступить к домашнему заданию без истерики

В этом году наш старший сын по идет в школу. В данный момент мы ходим в логопедический садик, на дополнительные курсы ментальной арифметики и дополнительные курсы проводим с логопедом так как имеются проблемы с речью. Каждый вечер что бы начать заниматься домашними заданиями по этим урокам у нас начинается 30 минутная нытьё до слез доходит, я уже перепробовала все виды подкупаниями я тебе то куплю, это куплю, сладости готовила, в бассейны..... вообщем подкупала ребенка для того что бы он начинал домашние задания без истерик, это все я делала через раз. Теперь я просто каждый день выслушиваю нытьё, бывает я срываюсь и заставляю насильно, он плачет, дамашние все слышат потом все его ругают ребенка. Хочу этого всего избежать, может я что то доношу ребенку не так, может я задачу ставлю не так? В переди нас ждут домашние занятия по хуже, по труднее. Подскажите пожалуйста, как правильно объяснить?

Аида

Здравствуйте, Аида.

Просто заставлять ребенка делать уроки не стоит, это будет, с одной стороны, не эффективно, а с другой, может усилить негативную ассоциацию с выполнением домашнего задания, что в будущем создаст еще большие трудности. Поскольку ситуация повторяется, по Вашим словам, каждый день, Ваш сын уже воспринимает занятия негативно, так как это в его опыте связано с тем, что его постоянно ругают. Постарайтесь разорвать этот порочный круг и перестать ругать мальчика. Мотивацию с помощью покупки игрушек и сладостей тоже лучше не использовать часто, так как она действует недолго, но со временем ребенок может начать манипулировать, выпрашивая все больше и больше за свое нормальное поведение.

Поскольку реакция ребенка на Ваше предложение сделать домашнее задание очень эмоциональная и негативная, это показывает, что у него есть какие-то глубокие причины, почему он не хочет этого делать. Сначала необходимо понять эти причины нежелания делать уроки, поговорив спокойно и откровенно с мальчиком. Не ругайте и не обесценивайте его слова, даже если Вам они кажутся нелогичными. Далее действуйте в соответствии с тем, что Вы выяснили. Если он чувствует себя уставшим, можно выделить определенное время на отдых и договориться, что после этого он приступит к занятиям. Если же есть какое-то непонимание предмета, Вы можете ему объяснить то, что не понятно.

Причина может быть и в том, что ребенок очень хочет, но не может соответствовать завышенным требованиям родителей. Оцените честно свои реакции и желания – не требуете ли Вы от ребенка слишком многого, чтобы он добивался наивысших успехов с первого раза и никогда не совершал ошибок. Если это так, то необходимо снизить требования и разрешать мальчику совершать ошибки и учиться на них.

В этом возрасте начинающий ученик все еще остается ребенком, хоть перед ним уже и стоят взрослые задачи, поэтому обучение необходимо вплетать в игру, заинтересовывать его предметом. Вы можете объяснить, что задания выполняются не для того, чтобы получить оценку, или чтобы учитель не ругался, а для получения новых интересных знаний, чтобы научиться чему-то лучше. Полезно будет в этой связи приводить примеры из интересных для ребенка областей либо связывать учебные задания с жизненными ситуациями, в которых они могут пригодиться.

Важно также чаще проявлять любовь и одобрение хороших поступков мальчика. А если необходимо за что-то поругать, то подчеркивайте, что Вам не нравится поведение сына, но самого его Вы все равно очень любите. Если он поймет, что от его домашних заданий Ваша любовь к нему не зависит, будущий школьник будет легче соглашаться на их выполнение.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог