Здравствуйте! У нас ребенок младший с рождения испытывает определенные трудности с произношением, то есть периодически не может говорить, не заикается именно, а не может произнести слово...
До этой вынужденной самоизоляции постепенно понемногу научили вроде справляться с этим (учили правильно дышать, технике произношения на распев и т.д.), да и само по себе стало это реже происходить... Он с детьми постоянно общался в кружке, да в школе... Сейчас он уже от этого сидения дома, от того, что сложней воспринимать школьную программу в таком режиме и вообще все больше в себе, нервничает, переживает и от этого очень сильно стала проявляться наша проблема с произношением.... От этого ещё больше переживает и замыкается.... Пробуем как раньше в игровой форме разговорить, по новой учить правильно дышать и говорить...но ничего толком не выходит.... Не знаем, что и делать уже... Может посоветуете что или подскажите куда обратиться? Заранее спасибо!
Здравствуйте.
Подобного рода особенности важно корректировать в комплексе: работа психолога/нейропсихолога плюс дефектолога/логопеда. То есть, с одной стороны мы учим дышать и физически (технически) произносить слово. А с другой – прорабатываем причину и учим справляться с эмоцией, чтобы симптом ушел.
Я рекомендую проконсультироваться с неврологом. Обращаю ваше внимание, что нужен не тот врач, который поставит диагноз и возьмет все лечение в свои руки, а тот, кто сможет исключить патологию с одной стороны и правильно направить с другой. То есть врач, который понимает психологический аспект. Объясню. Дело в том, что если подойти к проблеме только технически (только учить дышать или только пить лекарства), то это маскирует проблему и учит с ней жить и справляться/адаптироваться к ней. А психолог сможет еще и проработать корень проблемы. Но если есть какое-то серьезное нарушение, то его нужно и лечить тоже.
По поводу общей стратегии действия. Обратите внимание, что дома ребенку становится хуже. И сама проблема – это про излишнее напряжение в каком-то месте, спазм, сильный запрет. Поэтому рекомендую поиграть с ребенком в театр, крокодил и прочие игры, которые будут способствовать узнаванию эмоций и их проработке. Со временем вы заметите, что в вашей семье есть какие-то табуированные чувства. Например, злость. Тогда обратите на нее особое внимание. Легализуйте все чувства и помогайте с ними справляться ребенку. Придумайте вместе как минимум 5, а лучше 10-20 способов проявить это чувство. Радость – улыбка, смех, пение, танец, объятие и т.д. Злость – топание ногами, крик, слезы, рычание, удар и т.д. Найдите те способы, которые будут приемлемы в вашей семье. Например, можно рвать бумагу или кричать в подушку. Кроме того, не должно быть табуированных тем и проявлений по отношению к кому-то. Ну например, в некоторых семьях нельзя жаловаться или кричать на маму. Ваша задача легализовать и разрешать все эмоции, но научить их безопасно выражать. Для этого рекомендую технику контейнирования эмоций и зеркалить ребенка: «Ух, как громко получилось. Похоже, ты сейчас очень злишься. Да, я бы тоже злился».
Учите также снимать напряжение и расслабляться. Дыхательные техники самые эффективные. Еще можно использовать водные процедуры, массаж, ароматерапию и так далее. Используйте терапевтические сказки. Их можно найти в открытом доступе или придумать вместе с ребенком. И не требуйте прогресса. Просто искренне будьте рядом, замечайте, когда случаются сложности с говорением, какую эмоцию ребенок «давит», и делайте на ней акцент.