Возраст ребёнка: 6,5лет
Ребенок очень застенчивый на уроках
Моему старшему ребенку 6 лет (есть младший сын- к рождению его готовили, ревности нет, любят дрдр). В детский сад не ходят. Ребенок очень общительный, выступает на сцене (играет на барабанах, поет). В этом году пошли на подготовительные курсы в школу. Преподаватели отмечают, что ребенок очень застенчивый на уроках, молчун, сделает задание и закрывает руками- боится что неправильно выполнил. Преподаватели дошкольной подготовки говорят, что постоянно объясняют ему, что ошибаться это нормально, иначе не научится. Т.к день рождение у нас в августе, получается мы младше, чем остальные в группе, естественно где-то отстаем. Вопрос первый: что происходит с ребенком? Почему дома, на улице, на сцене (ведь выити на сцену и выступить перед публикой надо не меньше храбрости) он смелый, общительный, радостный, а в школе не узнать? Я задавала ему вопрос, почему: он «А что говорить то , зачем , все равно мне двоику поставят». Как я могу ему помочь быть по-уверенней, смелее в школе? Какои оптимальный возраст для поступления в первый класс? И последний вопрос: ребенок часто в моем присутствие безобразничает, балуется, капризничает, вредничает (дисциплины ноль) – но как только я выхожу за дверь становится серьезным и ответственным. Что не так? Благодарю за ответ.
Алина
Здравствуйте, Алина.
Все мы выполняем разные роли в различных жизненных ситуациях, по-разному ведем себя с разными людьми и в разных обстоятельствах. Поэтому и для Вашего сына нормально вести себя в школе не так же, как он ведет себя дома. Это говорит о социальной зрелости мальчика: он уже отличает ситуации, где можно вести себя как вздумается, от других – где нужно соблюдать определенные правила. Конечно, с мамой он может расслабиться и позволить себе больше, так как знает, что она его будет любить, независимо от поведения.
Это не значит, что Вы можете игнорировать капризы сына и слова педагогов о его трудностях на занятиях. Постарайтесь всеми силами предотвратить развитие так называемого «синдрома отличника», чтобы не вызвать более серьезные последствия для его обучения и здоровья. Лучше исключить из общения с мальчиком критику или выражать ее в форме предложений, чаще замечать его хорошее поведение, хвалить за любые достижения и максимально снизить требования к его учебным результатам.
Что касается оптимального возраста поступления в школу, однозначного ответа здесь дать нельзя. Развитие каждого ребенка индивидуально, и если один уже готов к обучению в 6 лет, то другой может быть не готов и к семи годам. И это не обязательно говорит об отсталости последнего. Перед зачислением школьный психолог обычно проводит диагностику психосоциальной зрелости дошкольника, которая и показывает, насколько он готов посещать школу. Эту диагностику можно проводить за полгода-год до желаемого поступления и повторно непосредственно перед поступлением, чтобы видеть полную картину. Окончательное решение родителей о поступлении в школу должно базироваться не только на диагностике психолога, но и на других показателях физической, психологической и социальной готовности ребенка.
Однако, даже если Ваш сын прошел такую диагностику и оказался готовым к поступлению, это не означает, что он не должен испытывать никаких трудностей в процессе обучения. Он попал в незнакомый коллектив, перед ним ставят новые, более сложные задачи, поэтому ему необходимо время на адаптацию к этим изменениям. И в этом плане ему может как раз помочь то, что подготовку к школьному обучению он проходит заранее.
Возможно, адаптация проявляется и в резко негативном поведении мальчика наедине с Вами, когда он может психологически отдохнуть от рамок учебного процесса и оценок его действий. В такие моменты он как бы сбрасывает накопившееся во время занятий напряжение. И Ваша задача состоит в том, чтобы помочь ему сбросить это напряжение приемлемым способом. Например, организуя больше подвижных игр на свежем воздухе, совместных спортивных мероприятий. При этом очень важно спокойно реагировать на капризы сына, принимать его негативные эмоции и выражать ему понимание. Ваша любовь и терпение помогут ему быстрее и легче привыкнуть к школе.
Если Вам необходима дополнительная помощь специалиста, лучше всего обратиться на очную консультацию к школьному психологу либо к стороннему специалисту. На нашем сайте Вы можете найти адреса бесплатных служб психологической помощи в Вашем городе.
Анастасия Вялых,
Семейный психолог