Вопрос специалисту

Ребенок отказывается делать домашнее задание. Как себя вести?

Ребенок отказывается делать домашнее задание. Как себя вести?

Здравствуйте, у меня вопрос такой: мой ребенок неохотно делает уроки, если с ней по-хорошему, то она вроде начинает делать уроки, но потом входит в ступор и ничего не делает, пока на ее не накричишь или даже нанесешь физическую боль, после этого она начинает делать уроки. И в школе тоже самое, но если она поймет, то у нее идет все хорошо, а так учится на одни 3 иногда 2. Что делать с этим я не знаю, помогите, пожалуйста.

наталья

Здравствуйте, Наталья!

К сожалению, из Вашего письма мне не вполне понятно, в какой именно момент ребенок впадает в ступор, ведь Вы пишете, что если начать диалог с ребенком доброжелательно, девочка приступает к выполнению домашнего задания. Однако описание развития ситуации дает мне основания полагать, что дело в эмоциональной составляющей, а именно: в Вашем состоянии.

Важно понимать, что выполнение домашнего задания при всей его значимости для учебного процесса все же не является самым важным занятием в жизни ребенка. В практике нередки случаи, когда стремление родителей стимулировать ребенка учиться лучше всех идет в ущерб здоровью малыша, а «пятерки» достаются ценой формирования нестабильной личности с рядом психологических комплексов. Атмосфера в семье становится напряженной, учащаются конфликтные ситуации.

Вы пишете, что Вам даже приходится прибегать к физическому насилию, что дает мне основания считать, что и Вы находитесь в ловушке подхода «оценки важнее комфорта ребенка». Постарайтесь избегать любого рода насилия, конфликтов, проявления негативных эмоций. Первое время это будет даваться нелегко и ребенок будет не вполне понимать ситуацию, потому что привык к определенному виду реагирования с Вашей стороны и, может быть, даже получает от этого определенное удовольствие (возможно, только своим упрямством и нежеланием делать уроки девочке удается привлечь Ваше внимание).

Сейчас Вам необходимо выстроить доброжелательные отношения с ребенком и максимально снизить уровень стресса во время обучения. Кроме того, необходимо давать дочери заботу и тепло независимо от того, какие оценки она получает. Дайте ребенку понять, что любите ее просто так и ей не нужно заслуживать Вашу любовь.

Если Ваша дочь имеет возможность контакта с Вами только во время конфликта на почве невыполнения домашнего задания, постарайтесь исправить эту ситуацию. Проявите интерес к личности дочери, ее мечтам и увлечениям, не ограничивайте диалоги с ней обсуждением школьных успехов и неудач. Важно понимать, что чем больше стресса будет вызывать процесс обучения, тем меньше интереса ребенок будет проявлять к нему в дальнейшем, тем больше сопротивления будет оказывать Вам и педагогам. Поэтому Вам необходимо перестроить свой подход: выстраивайте доброжелательные отношения с дочерью, снизьте значимость оценок, обеспечьте максимально комфортную атмосферу для обучения, попробуйте выполнять домашнее задание в игровой форме.

Кроме того, настоятельно рекомендую Вам обратиться за очной консультацией к психологу (возможно, штатный специалист работает в школе), который поможет Вам изменить модель взаимодействия с ребенком. Помните, что психологическое состояние ребенка напрямую отражает отношения его родителей к нему и друг к другу, поэтому решение психологических проблем детей начинается с работы с родителями.

Надеюсь, что Ваша ситуация вскоре благоприятно разрешится.

Всего доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»