Возраст ребёнка: 14
Ребенок отказывается снять толстовку с надписью «лицемер»
Ребенок в школу надевает толстовку с надписью "лицемер", для молодежи это круто, а мне это не понять. На мои уговоры не одевать эту вещь в школу не реагирует. Вчера звонила учитель, требовала от меня мер, она сама сорвала голос из-за этого. Я с ребенком разговаливала неоднократно и по хорошему, и по плохому. Ребенок сказал, что вообще в школу ходить не будет, если не отстанете. У меня из-за волнения случился сердечный приступ, но на это ребенок не реагирует. Не знаю, что делать!!!! В школу запрещают с этой надписью ходить. Но на все запреты опять одел толстовку и пошёл в школу. Как разрешить эту ситуацию. До этого был примером в классе, учился хорошо, но что теперь будет, не знаю.
Светлана
Здравствуйте, Светлана.
Подростковый возраст – это время, когда ребенок требует принятия факта его самостоятельности и взрослости. Основания для этого действительно существуют, так как происходит психофизиологическое взросление, переход от детства к взрослости. Меняется внешность, социальная роль и активность подростка, меняется самосознание и представление вырастающего ребенка о самом себе.
Подросток становится более чувствителен к мнению окружающих. Референтной группой для него становится школьный или дворовый коллектив. Мнение окружающих взрослых отходит на второй план. Завоевав особое отношение, уважение и статус среди сверстников, подросток стремиться удержать его. В данном случае, в толстовке проявляется открытый вызов обществу, смелое выражение себя, в том числе в рамках школы. Это усиливает эффект влияния и авторитетности среди сверстников.
Запрет наносит удар как по положению подростка в классе, так и по его «Я-концепции», представлению о самом себе. «Сдаться» и подчиниться требованиям для него означает поражение. Стоять до конца – значит не упасть в глазах сверстников. Отстаивание своей свободы, независимости и внешней взрослости сейчас играет важную роль для юноши.
Что поможет и как быть? В первую очередь нужно признать потребности и интересы подростка. Крик и требование подчиниться нормам лишь заставляют больше сопротивляться. Поэтому разговаривать с подростком нужно спокойно, на равных, в стиле делового общения и сотрудничества. Чтобы разговор был воспринят, общение должно происходить с авторитетным для подростка человеком. В данном случае это может быть завуч, директор или учитель, к словам которого юноша прислушивается, чье мнение уважает. Слова от мужчины будут восприняты лучше. Повторюсь, что разговор должен звучать не как принуждение. В общении необходимо выразить понимание, дань молодежной моде и попросить о соблюдении требований школьного внешнего вида.
Если в учебе возникли сложности или пропал интерес, подросток уже не может быть человеком, у которого можно списать, поэтому он начинает пробовать другие способы поддержания своей успешности в классе. С вашей стороны поддержкой будет понимание причины и помощь в разрешении трудностей в учебе, если они существуют.
Успешного решения вопроса.
Елизавета Тиунова,
психолог сайта «Я — родитель»