Ребенок плачет от того, что не хочет ходить в школу

Ребенок плачет от того, что не хочет ходить в школу

Ребёнку 7 лет, мы живем в США, и в школу он пошёл с 5. Проблем не было. Только Учитель намекала, что у него синдром дефицита внимания, и ему не просто даётся нахождение новых друзей и общение со старыми, хотя он очень хочет. Он стеснительный. С недавнего времени он стал проситься перевести его на домашнее обучение, перед тем как идти в школу капризничает, в школе трёт глаза и плачет. Сначала говорил, что скучает по мне, потом стал говорить, что его там обижают. Когда спрашиваю, кто и как, говорит, тут девочка нагрубила, там кто-то толкнул. Учу давать сдачи и жаловаться Учителю. В прошлом тоже были конфликты, но он не переживал так. Теперь, как приходит время его будить, он начинает устраивать истерику, что не пойдёт в школу и ему там плохо. Сегодня опять плакал в школе.

Анастасия

Здравствуйте, Анастасия.

Во-первых, учителя имеют педагогическое образование, а соответственно не имеют право ставить диагнозы. Соответственно, прежде чем верить намекам вашего учителя о синдроме дефицита внимания, стоит проконсультироваться с детским неврологом.

Что касается стеснительности ребенка и его застенчивости, то это вполне может быть как наследственной особенностью, так и выученным навыком, который дает вторичные выгоды. Например, ребенок таким образом получает дополнительное внимание от вас. Или наоборот, это помогает ему избегать лишних контактов с тем же учителем. Если это так, то необходимо научить ребенка более эффективно достигать желаемого результата. И тогда текущее поведение перестанет быть полезным.

Но и в том, и в другом случае ребенка нужно принять таким, какой он есть и научить его пользоваться этими особенностями. Например, стеснительные и застенчивые люди – часто очень хорошие друзья, они избирательны в контактах, не подпустят к себе непроверенного человека. Расскажите об этом ребенку. Пусть он знает, что это не недостаток, а может стать его преимуществом. В любом случае, все личностные особенности - это нормально. Любой человек имеет право быть таким, какой он есть.

Далее, важно то, как учитель реагирует на вашего ребенка. Важно когда вы переехали и какие были стрессовые ситуации в период, когда ребенок пошел в школу и сейчас, когда он испытывает сложности. У всего есть причина. Ее нужно найти для высокой эффективности коррекционных мероприятий.

В любом случае, научитесь уважать чувства ребенка. Ни в коем случае ни обесценивайте его чувств. Ни стыдите, ни вызывайте чувство вины, ни манипулируйте им. Говорите честно о своих чувствах в ответ. Рассказывайте свой опыт.

Что касается конфликтов. Имеет значение то, насколько доверительными отношениями сложились у вас с вашим ребенком. Возможно, он просто боится рассказать о той ситуации, которая его беспокоит. Или ожидает от вас привычной реакции, которая травмирует его еще больше, например, если привык к обесцениванию в ответ. Или же он прикрывает свою боль теми словами, которые использует для того, чтобы не говорить о настоящих причинах. Постарайтесь не давить, а аккуратно узнать, как он в принципе воспринимает школу. Например, придумайте с ним вместе сказку, в которой мальчик жил в семье, у него были мама и папа. И однажды он пошел в школу. И задавайте условия, предлагайте ребенку продолжать за вами, чтобы понимать, как он относится к той или иной ситуации в школе в принципе и к конкретным ситуациям в жизни. Старайтесь завуалировать их так, чтобы ребенок их не считывал как знакомые, но при этом аналогия точно должна быть. В этой же форме обсудите с ребенком те моменты, в которых у него случаются сложности в общении. И задайтесь вопросом: а есть ли они вообще. Возможно, вашего сына в общении со сверстниками устраивает все и тогда ничего не нужно исправлять. Это его норма.

Кроме того, понаблюдайте за ребенком, как он решает конфликты в других условиях. Возможно те методы, которыми вы его учите не работают в условиях школы. Например, так бывает, когда ребенок сталкивается с большим стыдом, чувством вины или злостью в ответ. Или, возможно, он не может себе разрешить те методы, которые вы предлагаете, потому что предполагает наказание. Все очень индивидуально. Я бы рекомендовала обратиться к психологу очно. Если у вас нет такой возможности в США, можно найти специалиста в России, который работает он-лайн.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»