Здравствуйте, Анна.
В Вашем вопросе недостаточно информации, поэтому отвечу общими понятиями.
Для начала важно понимать, что такое «не слушается». Он не выполняет всех нареканий со стороны взрослых? Он не соблюдает правила поведения в обществе? Или он делает все наперекор? Это важно, потому что в зависимости от конкретного поведения будет строиться стратегия ваших поведенческих реакций.
Если ребенок имеет возможность отстаивать свою позицию, свое мнение и в некоторых ситуациях действительно отказывается от мнения авторитетного лица и старается прислушиваться к себе, то это похвально. С этим нужно мириться, ребенок проявляет свою самостоятельность.
Если ребенок делает все наперекор, если он отказывается соблюдать даже элементарные правила, то причина может быть в нехватке внимания. Ребенок таким образом старается проявить себя, быть увиденным, услышанным, старается заслужить внимание. А может быть, дело в ошибке воспитания. То есть родители не сумели установить правила, не сумели поддержать свой авторитет, не смогли быть последовательны так, чтобы ребенок понимал, в чем заключается суть дисциплинарных взысканий и, соответственно, ребенок ведет себя так, как чувствует.
В первом случае необходимо будет больше внимания уделять ребенку, показать, что вы его любите несмотря на его поведение, дать ему заботу, проявить себя в качестве друга, присоединиться, оказать ему помощь в сложной ситуации. Помните, счастливый ребенок не ведет себя так, ему не нужно защищаться от общества.
Если в вашей ситуации второго типа проблема, то нужно установить правила и строго придерживаться их. Нужно четко соблюдать собственные санкции. Если вы обещали наказать за тот или иной поступок, то вы должны это сделать, вне зависимости на то, какие обстоятельства возникли. Если вы обещали отвести в зоопарк, то вы должны это сделать. Ваше слово должно быть законом. Ребенок должен понимать, что, если вы что-то обещали, значит вы это сделаете. В следующий раз, когда он захочет нарушить правила, он будет знать, какая цена за этим стоит.
Кроме того, важно реагировать однотипно на одни и те же ситуации, вне зависимости от вашего настроения и времени. То есть если вы установили правила, что нельзя ребенку дергать кота за хвост, то ребенку это делать нельзя никогда. Даже если вам лень делать замечание или на улице праздник, а вы заняты запуском фейерверков. Правила должны быть вне времени. Ваше «нельзя» должно быть «нельзя» и сейчас вечером, и завтра утром. Как только вы будете неожиданно реагировать на те или иные поступки, ребенок вновь не будет знать, как ему себя вести, и будет делать это интуитивно.
Старайтесь всегда быть на стороне ребенка. Не осуждайте его за поступки, не называйте его плохим ребенком, не говорите о том, что вы больше его не любите. Старайтесь говорить следующим образом: «Я тебя люблю, но твой поступок мне не нравится». Используйте техники «я-сообщений» и контейнирование эмоций.
Старайтесь слушать и слышать своего ребенка. Старайтесь не запрещать, а предлагать альтернативные способы поведения. Например, если ваш ребенок бьет детей, то расскажите о том, как необходимо взаимодействовать с другими детьми. Разберите эти ситуации на примере сказок, мультиков, на примере из вашей жизни. И помните, что если ребенок проявляет некую агрессию к миру, то это копирование родителей и/или потребность в помощи, но неумение об этом попросить.
В зависимости от сложности ситуации могу порекомендовать обратиться к психологу. Но помните, что эффект от работы детского психолога наступает, только если родители подключаются к процессу.
Всего доброго.
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»