Вопрос специалисту

Ребенок пошел в первый класс и там всех обижает

Ребенок пошел в первый класс и там всех обижает

Здравствуйте! У меня вопрос по поводу изменения в поведении моего ребенка. В этом году мы начали ходить в школу. С садика переход в школу переносим очень тяжело. С первого месяца учительница жалуется на его поведение, точнее, как мы начали ходить в продленку. Говорит, что мой ребенок бьет других детей, бегает в классе, никого не слушает, с учительницей переговаривается особенно в продленке, дергает за волосы девочек, толкает детей и одна даже на лестнице упала, и нога у нее сильно болит. Разговариваю с ним насчет поведения каждый день, но в основном он винит других детей. Говорит, что они его бьют, вещи отнимают, обзывают, толкают. А учительница все эти слова отрицает, говоря, что он сам инициатор драки и никто его не трогает, только он и он. Не знаю как на него повлиять, ведь он мне каждый день обещает себя вести хорошо, а получается, что наоборот. Чувствую, что учительница наша и другая в продленке, относятся к нему не очень хорошо. Ведь когда мне ребенок говорит, что его бьют или кто-то что-то ему сделал, на вопрос, что сказала учительница, ответ исходит "Ничего не сказала". Не могу понять, как мне дальше быть и что с этим делать? Ведь это только начало школы, а уже столько жалоб и каждый день такое. Подскажите, пожалуйста, как быть? С отцом мы в разводе, живем пока с моими родителями, обстановка домашняя тоже не очень спокойная. Постоянные крики, конфликты.

Лейсан

Лейсан, здравствуйте.

Переход из детского сада в школу – это всегда стресс, но все дети проживают его по-разному. Ваш сын находится в двойном стрессе (раз дома такая обстановка), ему тяжело, и он справляется с этим так, как умеет. Важно объяснить не то, как это плохо, что это нельзя, а то, как нужно вести себя, показать пример и рабочий способ реагирования. Обратите внимание, что ваш метод должен быть также эффективен, как его.

Я бы предложила найти способ скидывать накопившуюся энергию, например в спортивной секции. Также, стоит особое внимание обратить на режим дня и на навыки расслабления. Обучите сына дыхательным техникам, чтобы он мог быстро расслабиться в любых условиях. Старайтесь больше гулять и не ставить успехи в школе выше благополучия ребенка. Пусть будет низкий балл, но ребенок останется спокойным.

Используйте метод сказкотерапии, чтобы скорректировать поведение сына. Сюжетов много в открытом доступе, также вы сами можете придумать историю про мальчика, который тяжело адаптировался, но потом научился дружить со своими эмоциями и они помогли ему найти друзей.

В отношениях с учителями важно помнить, что именно они взрослые, а значит и отношения должны налаживать именно они. Не стоит перекладывать ответственность на ребенка, это заведомо неудачный план действий. Если они не захотят работать с этим. То стоит задуматься о переводе ребенка в другой класс/школу. Лучше этот вопрос решать совместно с школьным психологом.

В целом, тут работает простое правило: чем меньше ребенок заслуживает любви, тем больше он в ней нуждается. Дайте ему «место», где будет спокойно, хорошо и комфортно. Дайте ему ту опору, на которую можно опереться в непростой период, где не будет обвинений, страха, стыда. Скажите, что понимаете его, что тоже очень волнуетесь из-за такой ситуации. Ребенку можно говорить все, только не говорите, что вы не справляетесь, иначе у него будет ощущение, что он с бедой один на один, что проблема такая большая, что даже мама с ней не справляется. Даже если плачете, скажите, что так справляетесь с горечью, что сейчас поплачете и станет легче, что вместе вы обязательно найдете выход.

Когда ребенок говорит, что виноваты другие, не заостряйте внимание на этом, скажите, что не ищете виноватых, что любую ситуацию делают двое, но хотите разобрать ситуацию, чтобы помочь понять то, как нужно поступить в следующий раз. Старайтесь не занимать позицию учителей или ребенка. Аргументируйте только фактами и разбирайтесь с ними. Так у ребенка будет понимание, что вы с ним, что любите его, а недовольны только частным случаем. Это очень важно для сохранения чувства опоры и внутренней силы у ребенка.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»