Возраст ребёнка: 6
Ребенок пошел в школу, и у него испортилось поведение
Здравствуйте!
Пожалуйста, помогите, я не узнаю своего ребёнка
Моему сыну 6 лет, очень добрый и отзывчивый, живой, подвижный парень.
В этом году пошли в школу.
Каждую неделю получаю письма от учителя на тему плохого поведения: не слушает, перебивает, грубит детям, кривлял физрука.
Продлёнка, на которую ходит сын 3 раза в неделю, никаких нареканий не имеет.
Сегодня тренер по футболу услышал, как Сын сказал что-то матом.
Дома он ведёт себя неплохо. Но такого нахального поведения нет.
Да - не слушается, но он же не робот.
Больше всего меня огорчает его бесконечное враньё, по разным мелочам, типа почистил зубы, убрал игрушки, прочёл книгу ....
Разговариваю, объясняю каждый день.
Ограничения - мультики только по выходным, без сладкого, скоро гулять буду ограничивать, но все это тоже не работает, особо он не переживает.
Не хочу запрещать, ругать, кричать, сил нет. По-хорошему, по-плохому, никак не понимает.
Помогите, подскажите, что делать?
Tatiana
Здравствуйте, Татьяна.
Судя по всему, ваш ребенок таким образом проходит процесс адаптации к новым условиям своей жизни, а именно – поход в школу. В среднем адаптация занимает два месяца, но, никаких стандартов нет, все очень индивидуально. Сколько времени потребуется вашему ребенку для того, чтобы свыкнуться с новыми условиями и научиться в них существовать, я сказать не могу.
Что в этой ситуации делать вам? Во-первых, стоит дать ребенку время для того, чтобы адаптироваться. Во-вторых, постараться оказать помощь и поддержку. Больше внимания уделяйте ребенку в этот период, спрашивайте о сложностях, старайтесь поддерживать, предлагать помощь. Разбирайте ситуации, случившиеся с ребенком, не с точки зрения запретов и ограничений, и почему так делать нельзя, а с точки зрения того, что нужно сделать в следующий раз, то есть, дайте ребенку образ того, как нужно поступать. Кроме того, необходимо показывать вашему сыну все на своем примере, а также на примере сказок, мультфильмов. Ребенок должен видеть то поведение, которое от него ожидают. В процессе работы будут видны те зоны, которые даются тяжелее всего, уделите им особое внимание и постарайтесь их проработать сначала дома, потом в безопасном кругу (например, среди друзей вашего сыны), потом в новой компании.
При этом нельзя исключать того, что учителя несколько субъективны в оценке. Например, если вы знаете, что у ребенка есть альтернативные способы поведения, но в школе он выбирает именно агрессию, то это говорит о том, что это ему зачем-то нужно. Например, для того, чтобы отстоять свои личные границы. Тогда нужно выяснить где и каким образом происходит их нарушение и ругать сына в этом случае не стоит.
Важно понимать, что проявлять агрессию – это нормально. Злость, гнев – нам нужны для того, чтобы показать где нарушена наша личностная граница. Соответственно, запрет в данном случае работает как снятие всех защит с ребенка. Представьте, что вы сняли с малыша шлем и отправили кататься на мотоцикле. С эмоциями примерно тоже самое. Эмоции – это своего рода звоночки, свидетельствующие о том, что происходит в жизни человека. Ребенок в этом плане более честный, чем взрослый, и по тем эмоциям, которые проявляет ребенок, можно оценить в какой ситуации он находится, есть ли стресс и если да, то что его вызывает.
Вы верно заметили, что ваш ребенок – это не робот. И слушаться он не должен. Послушный ребенок – это сломленный ребенок. У него нет своего мнения, он не умеет говорить «нет». Это значит, что в опасной ситуации ребенок также не сможет отказать. Так, например, если в его жизни возникнет опасное для жизни предложение, например, попробовать наркотики, то его неумение отказывать или отстаивать свою точку зрения, сыграет с ним плохую шутку.
Касаемо вашей жалобы на вранье. Дело в том, что ребенок врет тогда, когда отношения с родителями небезопасны. То есть, его правда вызывает либо слишком эмоциональную реакцию, либо осуждение, высмеивание или может быть обесценивание его чувств. Обратите внимание на то, как вы реагируете на правду, как вы реагируете на жалобы, на честность, ведь часто родители принимают только ту правду, к которой они готовы. Это ведет за собой как раз желание ребенка уйти от разговоров с родителями. Ребенку становится гораздо проще соврать, чем сделать то, что от него просят. Условно говоря – это способ адаптации к обстоятельствам жизни.
Ограничивать ребенка, в качестве наказаний, не всегда эффективно. Эффективнее – создавать мотивацию для достижения успеха. В этом случае эффект будет закреплен. Постарайтесь сформировать у ребенка потребность соответствовать нормам поведения, но, постарайтесь выдержать грань в этом вопросе, и не сломить личность вашего сына. Как я уже говорила выше «послушный ребенок – это сломленная личность». Поэтому, скорее нужно научить не послушанию и соответствию нормам и правилам поведения, а научить ребенка различным способам поведения в ответ на один и тот же стимул. Научите ребенка выбирать способ поведения в зависимости от обстоятельств. И да, баловство в этом возрасте абсолютно нормально. Ребенок попадает в новый для себя коллектив и в некотором роде защищает свою территорию и занимает позицию в обществе. Поэтому нужно оказать помощь и поддержку и, конечно, показать, как это сделать корректным образом.
Придумайте с вашим сыном сказку или нарисуйте рисунок, где будет мальчик в школе. Создайте условия, в которых этот мальчик окажется. Пусть ваш ребенок сам предложит, что произойдет с мальчиком, как он будет реагировать и т.д. Вы наверняка услышите где ваш ребенок испытывает сложности и поймете, почему он проявляет непослушание и грубит другим детям. Это будет отличным началом для дальнейшей работы. Я часто повторяю одну и ту же фразу в своих ответах и вам ее тоже рекомендую ко вниманию: «Ребенок нуждается в любви и заботе больше всего тогда, когда меньше всего это заслуживает».
Всего самого доброго.
Максим Дюканов,
юрист, специалист по семейному праву