Вопрос специалисту

Ребенок реагирует на необходимость что-то сделать фразами "я не умею" и "ты меня не любишь".

Ребенок реагирует на необходимость что-то сделать фразами "я не умею" и "ты меня не любишь".

Здравствуйте! Дочке 4 года, проблема в том, что ребенок стал реагировать на игры дома и занятия (ходим в развивающий центр) одной фразой "я не умею ". И стала грубить взрослым, даже педагогу. Как что - сразу в слезы. Причем это показанное представление, если ее никто не пожалеет, она может расплакаться по- настоящему, приговаривая, что ее никто не любит. Ее "я не умею" меня выводит из себя, причем я знаю, что умеет. Пример - круг нарисовать, она специально рисует каракули и ноет "я не умею". Скажет "ты меня не любишь, ну и не люби" и уходит смотреть мультики, играть в планшет. Уже месяца три или больше в образе собаки ходит на четвереньках, лает, когда кто-то приходит, уже жутко на это смотреть. Она играет в игрушки, но мало. Книги не интересуют.

Валентина

Здравствуйте, Валентина!

Судя по Вашему описанию, дочь пытается подобным поведением добиться Вашего внимания и поддержки. Фраза «ты меня не любишь» подтверждает мою теорию. Ваша задача – дать ребенку понять, что Вы любите ее, несмотря ни на что, что ей не нужно заслуживать Вашу любовь, что Вы всегда поможете ей и поддержите ее.

На фразу «я не умею» можно реагировать по-разному: например, подыграть ребенку и предложить научиться что-то делать вместе. Если ребенок отказывается от того, чтобы учиться, можно задать девочке прямой вопрос: «Что ты хочешь? Ты хочешь, чтобы я сделала это за тебя?». Тогда ребенок скорее всего откровенно расскажет о своих ожиданиях.

Предложите справиться с задачей вместе, поддержите дочь, скажите, что понимаете, как это непросто, что Вы тоже когда-то этому учились, например: «Я знаю, как бывает сложно нарисовать ровный круг, давай я покажу тебе отличный способ сделать это быстро и аккуратно». Пусть даже Вы знаете, что она все умеет.

Если ребенок действительно чего-то не умеет, поддержите его, напомнив о тех навыках, которые он уже успешно освоил. Кроме того, можно попробовать стимулировать ребенка вопросом: «Как ты думаешь, этому можно вообще не учиться или без этого умения будет очень трудно обойтись в будущем?».

Возможно, девочка заметила, что чем старше она становится и чем больше навыков осваивает, тем меньше внимания и заботы она получает с Вашей стороны. Поэтому важно дать ребенку возможность наслаждаться общением с Вами, реализовывать потребность во внимании, поддержать дочь верой в нее, а также проявлять свою любовь с помощью тактильного контакта (объятий, поглаживаний, поцелуев).

Стоит понимать, что процесс обучения должен быть комфортным и интересным для ребенка, поэтому не стоит давить на девочку, угрожать и т.д. Если ребенок отказывается заниматься, стоит разобраться в причинах подобного поведения: возможно, она испытывает стресс, ей не нравится общаться с преподавателем или просто хочется провести время с Вами.

Чаще просите дочь помогать Вам, объяснять Вам что-либо, прислушивайтесь к ее аргументации, тогда Вы поймете, что мотивирует ее саму в процессе обучения. Уверена, что Вы сможете найти общий язык со своим ребенком и разбудить в ней интерес к изучению мира. Если выполнения моих рекомендаций окажется недостаточно, обратитесь за очной консультацией к психологу, который окажет необходимую помощь.

Всего Вам самого доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»