Здравствуйте. Тут вопрос скорее не в том, зачем учиться, а в том, что у ребёнка есть чувства, с которыми он не может справиться. Начну с начала. Про ненависть ребенок может говорить не потому что он так чувствует, а скорее ввиду незрелости психики. Дети не умеют чувствовать всю гамму чувств, они могут быть только в одном полюсе, мол, если не нравится, то это прямо ненавижу, если приятно, то люблю больше жизни. И тут важно помогать признавать чувства, которые есть, но и находить новые. Не знаю степень выраженности ЗПРР, поэтому прошу самостоятельно найти степень сложности. Ну, например, можно спрашивать ребёнка: "А что ещё ты чувствуешь?". А можно предлагать на выбор: "Ты сейчас расстроен или злишься?" И так постепенно учить определять свои состояния. Это поможет не фиксироваться на "ненависти", а видеть ещё и то, что наполняет его с утра.
Кстати, утром тоже можно называть чувства и спрашивать или просто проговаривать самостоятельно то, что его сейчас наполняет, откуда веселье и интерес. А потом "возвращать" это, например, так: когда он снова ненавидит школу, напомнит то, что радует. И ещё, дети сложно обходятся со временем. Поэтому, пожалуйста, верните его в настоящее, а когда наступит завтра, он снова будет с радостью идти в школу. Сказать можно примерно так: "Понимаю, ты сейчас не хочешь в школу, но сейчас и не нужно, сейчас вечер и мы дома, с тобой".
При этом важно узнать, что именно вызывает недовольство и помочь ребёнку с этим справиться. Скука? Может быть поменять учителя? Или дать тетрадь для рисования, когда становится скучно. Тут правда вопрос сложный, надо смотреть по возможностям психики. Но варианты точно есть.
Про страх ошибок. Вообще, это возрастная норма 6-8 лет. Но так как вы пишите, что у ребёнка ЗПРР, возможно, это не столько страх ошибок, сколько страх наказания. Опять же, зависит от степени выраженности задержки. В любом случае, тут важно не обесценить его переживания "ничего страшного", а посочувствовать: "Ты расстроился, понимаю. Хотел, чтобы было красиво, но не получилось? Мне жаль". Обнимите, дайте поплакать, позлиться может быть. А когда эмоция пройдёт, поищите вместе возможность исправления этой ситуации (например, если это помарка, переписать, затереть и т.д.). Очень хорошо, что вы акцентируете внимание на том, что получилось хорошо, но нет ли в игнорирования того, что получилось плохо? Здесь важно найти этот внутренний баланс и помочь ребёнку справиться со сложными чувствами. Есть такая техника, называется "контейнирование эмоций". Суть её не только в том, чтобы поддержать, но ещё и назвать и легализовать эмоцию (сделать нормальным то, что происходит). Настоятельно рекомендую её вам.
Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»