Вопрос специалисту

Ребенок очень боится насекомых

Ребенок очень боится насекомых

Добрый день! Услышала о вашем портале на радио Мир. У нас есть проблема. Наш ребёнок боится насекомых. И даже летом носит закрытую одежду. Из-за этого не хочет выходить на улицу. Всё окна нам приходится держать закрытыми, если нет сеток. Раньше ещё в садике не боялся, а потом стал бояться, иногда до истерики. Может, я преувеличиваю проблему, но из-за этого он меньше общается со сверстниками, и с другими людьми. Отсюда вытекают и другие проблемы. Спасибо, если поможете советом.

Алла

Алла, здравствуйте.

Любая эмоция должна иметь свое разрешение. Страх – это, прежде всего, защита от опасности. Но в «норме» он должен пройти, как только причина была устранена. Почему и как происходит фиксация?

Во-первых, это бывает, если эмоция не была прожита. Например, ваш ребенок испугался в раннем возрасте, не понял это, а взрослый не помог осознать. Энергия «застряла». Тогда нужно проживать ситуацию вновь. Или, возможно, ребенок испугался, а значимый взрослый сказал что-то вроде «это страшно», «не бойся», то есть заблокировал эмоцию. Или обесценил ее, например, словами «подумаешь, букашка». Чем младше ребенок, тем более аффективный характер носят реакции психики. Крайне важна поддержка на этапе принятия эмоции и ее выхода. Развивайте эмоциональный интеллект ребенка, используйте технику контейнирования эмоций.

Во-вторых, могла быть очень бурная реакция на страх ребенка или сам взрослый сильно испугался, пусть кратковременно и больше от неожиданности, чем от самого паука, например, но ребенок зафиксировал страх и запомнил, что насекомые – это страшно. Здесь важно учиться реагировать на пугающие ситуации самому, показывать на своем примере, как справляетесь со своим страхом, чем можно себе помочь. Например, будут очень эффективны дыхательные упражнения, которые включат парасимпатическую нервную систему и выведут организм из состояния аффекта. Научите ребенка дышать животом: вдох носом и продолжительный выдох ртом, сложенным в трубочку, будто он задувает далеко стоящую свечу.

В-третьих, могло быть поощрение. Не обязательно прямое, вполне возможно, что у ребенка появилась вторичная выгода от боязни. Например, не факт, что ваш ребенок страдает от недостатка общения, возможно, страх насекомых – это только повод для того, чтобы не контактировать с детьми. Также, возможно, в семье принято покупать что-то вкусное или водить в кино, если был пережит стресс. Подумайте, есть ли это в вашей ситуации. Если да, то нужно избавить от этого правила и заменить его на новое.

Будьте аккуратны с чувствами ребенка, не заставляйте, не высмеивайте, не обесценивайте. Помогайте проживать чувства, в момент паники давайте больше тактильных ощущений: держите за руку, обнимайте, прижимайте к себе, целуйте.

И да, рекомендую обратиться за очной консультацией к детскому неврологу и психологу. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»