Возраст ребёнка: 3г 10 мес
Ребенок собирает разные предметы. Как на это реагировать?
Добрый день. Есть 2 вопроса по поведению ребенка:
1. Ребенок все тащит в карманы на улице – карманы полны песка, листьев, шишек, камней, говорит, что это его волшебные вещи и никогда не разрешает их вытаскивать из кармана и тем более выкидывать. Также собирает палки, говорит что если окажется ночью в лесу, они ему пригодятся для розжига костра. Как реагировать на сборы всех волшебных предметов в карманах?
2. Если что-то не получается сразу, начинает рисовать, бзиковать, топать ногами все швырять, что под руку попадет. Потом садится на диван/стул и говорит, что у него ничего не получается. Когда начинаешь ему помогать, он очень радуется, все налаживается. Как реагировать на такие моменты, когда у ребенка что то не получается?
Дарья
Здравствуйте, Дарья!
Отвечу на Ваши вопросы по порядку.
1. Не стоит осуждать ребенка, высмеивать его поведение, не пренебрегайте ценностью волшебных вещей, иначе Вы рискуете потерять контакт с малышом. Нет ничего страшного или опасного в том, чтобы подыграть ребенку. Однако, судя по Вашему описанию, ребенок видит в этих предметах некую защиту, что говорит о том, что он находится в напряженном состоянии. Я могу быть не права, более четкую картину можно получить либо после личной беседы с психологом, либо поговорив с ребенком самостоятельно.
Попробуйте выстроить с малышом диалог, выясните, зачем нужны эти предметы, что они делают и что будет, если их не окажется под рукой. Можно объяснить, что события всякий раз разворачиваются по-разному, контролировать их не получится даже с помощью волшебных предметов. При этом важно выяснить, почему ребенок чувствует себя в опасности, почему он напряжен.
Среди причин могут быть неаккуратные высказывания родителей, сложные отношения между ними, неблагоприятные бытовые условия, а также нехватка в организме малыша витаминов и микроэлементов или нарушения режима дня. Более подробно о психоэмоциональном состоянии ребенка Вас может очно проконсультировать детский психолог или невролог.
2. К сожалению, в Вашем вопросе недостаточно информации для более четких рекомендаций, однако у меня есть основания думать, что таким образом ребенок добивается Вашего внимания или привлекает Вас к совместному времяпрепровождению.
Родители часто считают, что ребенку достаточно, если они просто находятся рядом и наблюдают, как он играет, но это не так. Для гармоничного развития ребенка нужен эмоциональный и тактильный контакт с родителями (поцелуи, поглаживания, а также наличие пережитого вместе опыта). Если ребенку правда не хватает Вашего внимания, старайтесь проявлять в общении с ним больше эмоциональной вовлеченности и отделять контакт с малышом от выполнения домашних обязанностей. Тогда потребность в эмоциональных реакциях в случае неудач отпадет сама собой.
Однако такое поведение может быть обусловлено и другими причинами, следовательно, и тактика Вашего поведения будет меняться. Например, если "бзики" вызваны психоэмоциональным состоянием ребенка, стоит обратиться за помощью к неврологу. В целом, необходимо не столько выполнять задания за ребенка, сколько объяснять ему, как справиться самому, а также быть рядом и поддерживать его мотивирующими фразами и поглаживаниями.
Не забывайте о том, что ребенок либо недавно пережил, либо все еще переживает кризис трех лет, который тоже может влиять на поведение. В этом случае необходимо оказать малышу поддержку и помощь в определении личностных границ.
Всего доброго!
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»