Вопрос специалисту

Ребенок стал бояться разлуки

Ребенок стал бояться разлуки

Ребенок стал бояться оставаться на занятиях, спрашивает, приедем ли мы за ним. Это случилось после того, как я опоздал на 10 минут к завершению занятия, причем до этого он спокойно ходил 2 года в кружки, А теперь обещания, что буду сидеть в холле, никуда не уходя, и попытки объяснить все с точки зрения логики не помогают. Что делать?

Здравствуйте.
Если говорить условно, то у нас есть 3 отдела головного мозга и каждый из них отвечает за свою сферу. Так вот, страх регулируется самым древним отделом, который отвечает за инстинкты, выживание.
Страх помогает сохранить жизнь. А для ребенка потеря контакта с родителями - равно оказаться в опасности на грани жизни и смерти. Ведь именно благодаря их заботе ребенок существует. Кроме того, страх развивается по мере взросления ребенка. Это результат социализации и развития самосознания. 

Например, в какой-то момент ребенок осознает конечность жизни и начинает бояться смерти. Или по мере развития фантазии малыш боится теней и/или темноты. Все это возрастная норма. При должной поддержке проходит довольно скоро.

Так вот. У вашего ребенка был стресс в связи с вашим опозданием. Его интенсивность связана либо с опытом младенчества (когда мама не откликалась на плач, например), либо наоборот, в результате отсутствия подобного опыта в прошлом. И таким образом ребёнок "добирает" необходимый опыт. Кроме того, важно понимать, что страх бережёт ребёнка от подобного стресса, а не мешает ему. И тогда появится понимание, что все нормально, нет необходимости прекращать происходящее. 

А ваши аргументы и доводы не действуют просто потому, что вы воздействуете на одну область, а процесс идет в другой. Как если бы я прикладывала компресс к коленке, когда болит голова.
Ваша задача помочь ребенку прожить чувства, побояться столько, сколько нужно. Для этого нужно быть рядом, поддерживать ("я с тобой", "я рядом", "я тебя слышу"), называть состояния ребёнка ("похоже, тебе очень страшно, вижу, что ты волнуешься") и легализовать их ("конечно, страшно снова оказаться одному, понимаю" или "да, у меня тоже так было однажды, тогда мама оставила меня в очереди и долго не приходила"). 

А потом, когда эмоции улягутся, вы можете предлагать варианты того, как с этим справиться. Например, можно глубоко подышать (вдох носом и выдох ртом), или обнять себя, или попросить о помощи, или начать что-то рисовать. Если страх контролирует состояние ребенка, то важно возвращать его в тело (прикосновения, поглаживания, постукивания подушечками пальцев и т.д.)
Кроме того, можно ввести ритуалы, которые будут давать ощущение предсказуемости и контроля. Например, всегда вкладывать в кармашек сына платочек с каким-то персонажем, который ему будет помогать в ваше отсутствие. Или по завершении занятий и встрече ребенка после уроков или любой другой разлуки, вы будете ему целовать ладошки или дарить оригами.

Главное, не насиловать, не заставлять, не обесценивать его чувства, не стыдить и прочее. Только уважение, медленные и аккуратные шаги. Пусть даже если потребуется повторить весь путь сначала (игра в ку-ку, прятки, отлучение на 5 минут, потом на 10 и так до тех пор, пока ребенок вам снова не поверит).

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»