Возраст ребёнка: 1год и 11 месяцев
Ребенок стал бояться резиновых перчаток
Добрый день. Стала замечать, что ребенок стал панически бояться резиновых перчаток (для работы по дому). Никто не пугал и, более того, ребенок не имел контакта с ними. Они имеют свое место под мойкой в доме. Когда говорю: "давай выбросим их вместе в мусорную корзину", охотно и радостно соглашается. Успокаивается, пока снова не увидит где-то их. К примеру, у бабушки в ванной. И все повторяется. С каждым днем страх нарастает и, просыпаясь, мы уже тревожно озвучиваем это слово. Такое длится уже около месяца. Понимаю, что это ненормально. Но что делать? Посоветуйте, пожалуйста. Заранее спасибо!!!
Альбина
Здравствуйте Альбина!
Я понимаю, что Вы не пугали ребенка перчатками, но не все жизненные ситуации поддаются нашему контролю, поэтому вполне возможно, что это делал кто-то другой, или ребенок испытал страх в какой-то связанной с перчатками ситуации и теперь боится их, потому что они вызывают неприятные воспоминания.
Также вероятно, что ребенок ассоциирует перчатки с каким-либо другим предметом или ситуацией, например, походом к врачу, который сделал ему больно, или с человеком, который напугал его на улице своим видом или голосом.
У подобного поведения ребенка должна быть определенная причина, если только у него нет каких-либо психических проблем. Впрочем, диагноз в этом возрасте, как правило, не ставится, специалисты могут лишь обозначить наличие некоторых расстройств. Судя по Вашему описанию, психические отклонения у ребенка все же маловероятны. Настоятельно рекомендую Вам обратиться за очной консультацией к психологу, а также к неврологу, чтобы выяснить, как у ребенка обстоят дела с регуляцией психики, а именно с балансом механизмов возбуждения и торможения.
Как я уже говорила, страх здорового человека зачастую имеет под собой некоторую реальную подоплеку, страх больного человека, в свою очередь, обусловлен не столько реальными обстоятельствами, сколько собственными безосновательными умозаключениями. Страх ребенка чаще всего связан с качеством эмоционального контакта малыша с родителями, особенно с мамой. Вы транслируете правильный способ поведения, очень хорошо, что Вы проявляете внимание и уважение к чувствам ребенка и выбрасываете перчатки, однако Ваше поведение стоит немного скорректировать.
Вы можете не просто выбрасывать перчатки, а придумать историю, в которой ребенок, по описанию очень похожий на Вашего, сможет подружиться со страшными перчатками, которые превратятся (по ходу развития сюжета) в положительного персонажа. Предложите ребенку нарисовать историю про перчатки, при этом большую часть процесса ребенок должен выполнять сам, Вы будете только направлять его либо к тому, чтобы превратить перчатку во что-то дружелюбное, например, в жирафа, либо к тому, чтобы вовсе от нее избавиться, но некоторым ритуальным способом (например, наполнить перчатку эмоциями и порезать ее на маленькие кусочки или завернуть в газету, завязать в пакет, потом спрятать в коробку, а затем выбросить или закопать), объяснив, что все страхи ушли вместе с перчаткой и больше никогда не вернутся. Однако напомню: прежде чем закапывать страхи, нужно выяснить их причины.
К сожалению, у меня недостаточно информации для более конкретных советов, поэтому рекомендую обратиться за очной консультацией к психологу. Уделяйте ребенку больше внимания, займитесь развитием его эмоционального интеллекта: больше говорите о своих чувствах, называйте эмоции ребенка, используйте специальные карточки с изображениями эмоций – это поспособствует гармоничному развитию психики.
Здоровья Вам и Вашему ребенку, всего доброго!
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»