Возраст ребёнка: 9
Ребенок упрямо не хочет делать уроки
Здравствуйте. Проблемы с ребёнком начались с раннего возраста. Упертость, упрямство, не хочу, не буду, с садика уже. Сейчас дошло уже до нежелания делать уроки. Ступор, молчание, гнев, слёзы. Что делать не знаю. Наказания, угрозы не помогают.
Екатерина
Екатерина, здравствуйте!
В раннем возрасте (примерно в 1 год) происходит первая сепарация ребенка от родителя. В этом возрасте появляется первое «не хочу», «не буду». Ребенок проживает первые фрустрации, разочарования. Появляются сепарационные тревоги на фоне желания некой свободы. Именно тогда родители часто испытывают стресс, ведь теперь нельзя ребенка просто отнести туда, куда нужно. Приходится учиться договариваться, уважать мнение малыша. А если родители продолжают игнорировать этот этап формирования личности, то ребенок «застревает»: либо подчиняется, смиряется с иерархией и возможностью самому жить свою жизнь, либо он протестует и все же пытается отвоевать свое право быть услышанным.
Упертость и упрямство – это первые пробы отстаивания своей позиции, защита своих личных границ и именно из них вырастают решительность, смелость, целеустремленность. Конечно, трудно справляться с протестующим ребенком, но ваша задача научить его быть с этим, находить ситуации, в которых это полезно, научить применять этот навык адекватно. Если же ребенок получает жесткое сопротивление родителей, запрет на возможность высказываться, то, как я уже писала выше, мы получаем либо вечного «нехочуху», либо смиренного малыша, который даже мечтать боится во взрослой жизни.
И да, последствием часто является потеря желания делать что-либо, угнетение мотивации. Вам нужно заново выстроить отношение к ребенку, к его мнению. Обсудите это с ребенком. Скажите, что пересмотрели свою точку зрения, что хотите строить отношения по-другому. Поощряйте ребенка, когда он озвучивает свои мысли. Обсуждайте, дискутируйте. Важно не только научить принимать решения, но и нести за них ответственность.
Игнорирование – это высшая точка агрессии. Злость и гнев – это тоже про нарушение границ. Слезы могут быть по разным причинам. Узнайте, почему плачет ребенок. Что стоит за слезами? Отчаяние? Боль?
Развивайте свой эмоциональный интеллект и эмоциональный интеллект ребенка. Учитесь осознавать свои и чужие чувства, проявлять их экологичным способом. Учитесь контейнировать эмоции ребенка (по ссылке можно почитать о том, как это делать Техника контейнирования эмоций), поддерживать его, быть рядом.
Наказания в этом случае не приносят эффекта. Более того, они наносят травму. Ребенку нужен способ договориться с вами. Научите его тому, как нужно обсуждать проблемы и принимать решения, пусть новая стратегия поведения станет для него эффективной и тогда негативизм будет не так актуален.
А угрозы не работают потому что вместе с угрозой уходит и ваш авторитет. Зачем вас бояться, если вы только обещаете? Почему вас стоит уважать, если вы не держите слово? Лучше ввести правила. Обговорите их заранее и следите за их исполнением. Правила должны быть простые, понятные и универсальные под любые условия. Не забудьте обозначить санкции за невыполнение. И да, позвольте ребенку тоже предложить какие-то правила. Система должна предполагать выигрыш от соблюдения договоренностей для всех.
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»