Вопрос специалисту

Ребенок в санатории не ест и мне не дает

Ребенок в санатории не ест и мне не дает

Отдыхаем в санатории. Приходим в столовую, ребенок сам не ест и мне не дает. Я не могу подойти к столу, он забирает тарелку, капризничает, плачет.

Ольга

Ольга, здравствуйте.

В четыре года уже можно говорить с ребенком. Узнайте у него, в чем дело, что его тревожит. Ни в коем случае не стыдите, не обесценивайте чувства («Чего ты выдумываешь?», «Мне стыдно за тебя, не позорь меня!» и т.д.). Наоборот, присоединитесь («Я понимаю тебя», «Я тебя слышу», «Я рядом»), скажите, что вам важно знать, что послужило причиной. Обещайте выслушать и принять меры.

Вспомните все свои установки о еде, которые вы транслировали ребенку. Вспомните, чему учат вашего ребенка другие значимые взрослые в тему о еде. Возможно, есть установка, что еду может готовить только близкий человек или есть в столовых опасно. Вспомните, не было ли у вас, ребенка или других значимых взрослых отравления или другой неприятной истории с пищеварением. Возможно, ребенок травмировался и теперь переносит свой опыт на текущую ситуацию.

Обратите внимание на возможный контакт ребенка с персоналом столовой, возможно, он кого-то боится или был конфликт, о котором вы не знаете. Подумайте, в каких условиях ребенок так ведет себя чаще. Что общего, кроме места? Может быть, в каждом таком «приступе» присутствует кто-то. Поговорите с другими мамами, может, среди детей была какая-то страшилка об отравлении или недавно были новости об этом по телевизору. Ищите травмированное место.

Не насилуйте ребенка, не заставляйте, но ищите способы успокоить и договориться. Может, брать еду с собой или ходить на обед в другое время. Или может, стоит помочь прожить тот травматичный опыт, объяснить, что ситуации не связаны и вместе преодолеть травмирующую ассоциацию.

Поиграйте с ребенком в номере (или в другом безопасном месте для него) в повара или создайте аналогичную ситуацию со столовой, в которой ребенок сможет опосредованно (через игру) рассказать о том, что его беспокоит. В любом случае, чем меньше ребенок заслуживает нашей заботы и любви, тем больше он в этом нуждается.

Чаще прижимайте ребенка к себе, поглаживайте, целуйте, дайте опору и поддержку. Возможно, причина просто в стрессовой для ребенка ситуации и так он просто проживает тоску по кому-то из близких или смену обстановки.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»