Вопрос специалисту

Ребенок отвлекается на уроках

Ребенок отвлекается на уроках

Здравствуйте! Я-мама первоклассника, с начала года учительница жалуется, что нет внимания, отвлекается. Сейчас конец года, ситуация не изменилась, учительница опять говорит, что он крутится, а если не крутится, то не работает. Ребенок не собран...летает в облаках. Сын, в свою очередь, говорит, что он работает на уроках, но учитель все равно делает замечания, а сегодня даже выхватила у него из рук тетрадь и кинула в сторону, хотя я сегодня была у нее и она про это ничего не сказала мне. Как к этому относиться? Стоит ли узнавать подробности этой ситуации и не пойдет ли это во вред сыну, что он нажаловался.

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Для начала необходимо разобраться в ситуации и выяснить, действительно ли есть проблемы с вниманием, его объемом, концентрацией и т.д. Дело в том, что наличие нарушений в этой области часто свидетельствует о проблемах сосудистого характера, а также об отклонениях неврологического плана. Поэтому если у ребенка есть головные боли, если он действительно не может концентрировать внимание дольше, чем на тридцать минут, если у него повышенная возбудимость психики и проблемы со сном, то стоит обратиться к детскому неврологу за консультацией. Если же у ребенка объективно нет никаких отклонений, если у вас нет повода для беспокойства, тогда стоит обратить внимание на то, как проходит урок, и как строятся взаимоотношения с учителем. Вполне возможно, что ситуация субъективно накаляется учителем, например, он пытается добиться того, чтобы ваш ребенок соответствовал его ожиданиям. В этом случае необходимо выяснить реальное положение дел. Лучше привлечь сторонних лиц, например, школьного психолога. А по результату «расследования» договориться с учителем о том, как можно и нужно общаться с вашим ребенком. Если объективных проблем нет, но есть особенности протекания некоторых психических процессов, то стоит озадачиться тем, чтобы помочь вашему ребенку дольше концентрироваться на одном деле. Существуют различные методики, которые помогают увеличить объем и концентрацию внимания, улучшают навыки саморегуляции, а также есть различные «околоспортивные» снаряды, которые помогают ребенку скидывать лишнюю энергию, но при этом соблюдать правила нахождения в обществе. Например, есть снаряды, напоминающие сдутые резиновые мячи, которые подкладываются либо на стул, либо под ноги ребенку. Во время урока он может крутить и перебирать их, при этом внешне оставаться абсолютно спокойным. Если говорить о том, стоит ли вступаться за вашего ребенка, то я настоятельно рекомендую сделать это после обсуждения этого с самим ребенком. Спросите, нужна ли ему помощь в этом вопросе. Обговорите то, как и сколько вы можете помочь в данном вопросе. Ваша задача помочь, но не травмировать мальчика своей помощью. Бояться реакции учителя не стоит. Гарантировать того, что ваше вмешательство не повлияет на обучение вашего сына, я конечно не могу, но учитель вправе реагировать на это так, как посчитает нужным. Другой вопрос, что это должно быть в рамках закона. Условно говоря, вы делаете шаг, дальше реакция учителя, следующая реакция за вами. В любом случае ваш ребенок нуждается в поддержке и опоре. Ему важно знать, что за него вступятся и за его плечами есть человек, который всегда на его стороне. Вместе с тем, вам стоит обговорить с учителем то, что важно и что будет оцениваться в поведении мальчика. Если ребенок внешне отвлекается, но при этом сохраняет внимание (может ответить на вопрос, усваивает информацию), то скорее всего у него есть излишняя энергия, он гипервозбудимый тип и это просто его способ учиться. Если вы усадите такого ребенка насильно, запретите всяческую двигательную активность, то он будет всю свою внутреннюю энергию тратить для того, чтобы усидеть на стуле. Если же ребенок действительно отвлекается и теряет нить беседы, он не может сконцентрироваться и не проявляет никакого интереса к обучению, то в этом случае стоит организовать уроки с психологом, для того чтобы скорректировать психические процессы, а также сформировать необходимый уровень мотивации к обучению. В любом случае нельзя наказывать ребенка за это, ставить себя в оппозицию, по отношению к нему. Оказывайте больше поддержки и старайтесь вместе искать пути решения данной ситуации. Вместе с тем, обратите внимание на то, что психика — это такой же орган, который требует своих ресурсов. Часто повышенная возбудимость и недостаток концентрации внимания является признаком утомляемости. Следите за режимом дня, качество и количеством сна, обеспечьте правильным питанием и отдыхом. Это обеспечит психике необходимый ресурс. И да, воспитание начинается с родителя, займитесь собой, отношениями внутри семьи. Проблема может крыться и тут тоже, если она, конечно, есть.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»