Возраст ребёнка: 2года 6мес
Ребенок все делает наоборот
Здравствуйте! Моему сыну Радмиру два с половиной года, воспитываю его без отца. В последнее время ребенок стал очень капризным и все стремится делать против моих просьб и требований, т.е. по-своему, закатывая при этом истерики. Например, может требовать дать ему фотоаппарат, а добившись своего, кинуть. Показывая на лошадь, говорит "корова", отрицает все уверения, что это лошадь. Когда устаешь с ним спорить и соглашаешься, он тут же начинает называть правильно. Подобные вещи происходят очень часто. Окружающие даже говорят "поперечный". Как быть в таких ситуациях и почему так происходит? Гульназ
Гульназ
Гульназ, в такой ситуации совет один – выйти за рамки этой игры. На данный момент сын предлагает вам определенный тип общения, и вы его поддерживаете – играете с ним в его игру по его правилам. Подумайте над тем, как выйти за эти рамки, как бы вы могли реагировать на эти ситуации иначе, что вы могли бы делать, если бы варианта вступить с ним в спор не было?
У Радмира сейчас период наслаждения возможностью отказать, сказать нет. Это естественный этап развития ребенка и одна из первых свобод, которые ребенок приобретает. Обрести какую-то свободу - это огромное удовольствие, особенно для такого зависимого и крайне несвободного человека, каким является 2-летний малыш. Поэтому, научившись пользоваться свободой отрицания, дети применяют это везде и всюду, зачастую даже тогда, когда по сути им не хочется отказываться от предлагаемого или в этом просто нет никакого смысла. Цель этой игры - не отказаться от предложенного, а воспользоваться возможностью сказать нет, повод не важен. У одних детей этот период проходит быстрее и незаметнее, у других дольше и тяжелее. Чтобы облегчить себе и ребенку это время, вам нужно меньше спорить с ним, заранее избегая диалогов, которые могут привести к спору, может, на время отказаться от объяснений, почему надо делать то-то и то-то, или от вопросительной формы предложений. Не надо в разговоре с ним ставить себе цель его переспорить, добиться того, чтоб он говорил правильно или соглашался с правильным вариантом.
Если ребенок очень интенсивно, болезненно или долго переживает эту фазу, можно подумать над тем, как расширить его свободы другими способами, ему явно не хватает этого чувства. И тут надо иметь в виду, что свобода и анархия - это разные понятия. Свобода подразумевает право, чем-либо распоряжаться, владеть, отвечать за что-то – за какие-то объекты или за последствия своих действий. Анархия никакой ответственности и доверия не подразумевает – «что хочу, то и ворочу», «после меня хоть трава не расти». Посмотрите внимательно на свои отношения с сыном, на то, как вы руководите его действиями, чем он занимается дома – быть может, можно дать ему больше свободы выбора (и, соответственно, больше ответственности за этот выбор)?
Мария Сурыгина, психолог
Анна Зубкова, специалист