Вопрос специалисту

Ребенок не умеет ценить вещи

Ребенок не умеет ценить вещи

Здравствуйте, мой сын абсолютно не умеет ценить вещи, у него всё ломается, падает, бьётся. Уже поменяли 3 планшета, 3 мобильных, потому что падают постоянно. 


Поцарапал экран телевизора, поцарапал экран ноутбука, проковырял дырку в стене, оторвал переплёт у школьной книги, который немного отошел, отрывает обои, если найдёт где-то зацепку, отрывает обивку дивана и стульев. 

В остальном абсолютно золотой ребёнок. Я не понимаю, в чем дело, сначала думала маленький, не понимает, пройдёт. Сейчас уже не маленький, не прошло. Что делать?

Здравствуйте. 


То, что вы описываете очень похоже на повышенный тревожный фон. Так бывает, когда есть напряжение, а возможности для его разрешения нет. И дело абсолютно не в бережливости и аккуратности. Насколько я понимаю, он сам это отковыривает и ломает. Но важно понимать, что он это не контролирует. А значит наказывать за это не только бессмысленно, но и вредно.

Гораздо эффективнее помочь ребёнку понять то, что происходит и дать несколько альтернативных способов прожить то состояние, которое есть. Для этого я рекомендую технику контейнирования эмоций. Вам нужно признать происходящее: "похоже что-то происходит" или "кажется, ты сейчас тревожишься" или "понимаю, страшно". Потом легализуйте то, что происходит: "конечно, страшно, понимаю" или "я тоже очень волнуюсь перед тем, как...". И потом поищите вместе те способы, которые помогут. Я настоятельно рекомендую дыхательные упражнения и другие телесные практики. Например, можно не стол ковырять, а делать себе мягкий массаж (например, только ладоней или головы). Это вернет связь с телом, а значит и реальностью. Ведь пока ребёнок ковыряет и отрывает, он погружен в свое состояние и, возможно, даже не слышит вас/не видит. 

В помощь есть ещё одна техника: когда замечаете, что ребенок начал рвать и т.д., попросите сначала назвать предметы, которые он видит, потом звуки, которые слышит и потом ощущения, которые есть в теле. Это тоже вернет в настоящее. 

Если же ребёнок несколько неуклюжий, неловкий, то его важно развивать. Подойдут все виды физической нагрузки, а особенно: игры с мячом, балансиры, лестницы, все, где надо пролазить и залазить, жонглировать. Это развивает межполушарные связи. Обратите внимание и на то, что провоцирует тревогу. Для этого стоит завести блокнот, где вы будете фиксировать все, что видите (можно спрашивать ребёнка): например, пришёл со школы, были гости, поздно лёг спать и т.д. Спустя время вы заметите аналогию и сможете проследить, откуда "растут ноги". 

Также, обращаю ваше внимание, что дети отражают семейную систему, поэтому желательно проводить коррекционные работы внутри семьи: проговаривать конфликты, учиться выражать эмоции, обратите внимание на то, как вы реагируете на ребёнка (есть ли уважение к его чувствам, нет ли обесценивания, запрета на эмоции и т.д.).

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»