Ребёнка постоянно обижает мальчик в садике. Он не жалуется, только по поведению начинаю понимать, что что-то случилось. Вот например, вчера поиграл в телефоне немного, я стала забирать у него, говоря при этом, что глазкам пора отдохнуть, у него случилась истерика. В ходе разговора выяснила, что его опять ударил этот мальчик.
Здравствуйте!
К разрешению ситуации можно подойти с нескольких сторон:
1. Проговорить с воспитателями зону их ответственности.
Если воспитатели в детском саду не видят конфликт, это не значит, что его нет. Даже то, что делается детьми «исподтишка» по отношению друг к другу, можно заметить по тому, как дети общаются.
Важно обратить внимание взрослых людей, которые отвечают в течение дня за ребёнка, на ситуацию. Например, предложить на групповых занятиях обговорить тему драк, проиграть разные варианты, как можно выражать свою агрессию, кроме кулаков.
Пока ребёнок находится в саду, воспитатель – человек, на которого, в идеале, можно положиться и попросить о защите. Если он игнорирует имеющуюся проблему, есть смысл обращаться к заведующему детским садом.
2. Проконсультироваться у психолога.
С помощью различных техник специалист поможет ребёнку пережить сложные эмоции и найти способы, как реагировать на агрессию со стороны других.
Вы можете обратиться к психологу, который работает в детском саду. Он уже знаком с детьми, знает их особенности, ему будет легче включиться в работу и «на месте» разрешить сложности.
Однако можно обратиться и к стороннему специалисту. На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в вашем городе:
3. Обсудить ситуацию с родителями ребёнка, который дерётся.
Не стоит наставлять чужого ребёнка что-то не делать, стараться воспитывать его. Это может привести к ещё большей эскалации конфликта.
А вот проговорить в мирной обстановке сложившуюся ситуацию с его родителями, ваши опасения (важно – без сильных эмоций и обвинений) – такая тактика часто идёт на пользу.
Кроме того, это поможет вам увидеть ситуацию более полно. Возможно, есть причина, по которой у ребёнка появляется агрессия к вашему. Возможно, имеет место затяжной конфликт, в котором страдают обе стороны.
Если в возникшей ситуации взрослые люди смогут повести по-взрослому, это поможет и детям легче пережить её и даже вынести для себя пользу.
4. Укреплять атмосферу доверия дома.
Ребёнку очень важно чувствовать, что он может положиться на заботящегося о нём взрослого. Что он может прийти к вам и поделиться своими проблемами, своей болью.
Для того, чтобы получилось создать такие отношения, важно быть открытой к тому, что происходит с ребёнком. Не осуждать. Не ругать за эмоции, которые он испытывает. Искренне интересоваться тем, как складывается его жизнь. Спрашивать, есть ли у него друзья в саду, как он с ними общается, есть ли кто-то, кто ему в саду помогает, есть ли у него люди, к которым он может обратиться, если ему понадобится помощь.
Важно интересоваться жизнью ребёнка в целом: тем, что ему нравится делать, его любимыми персонажами из мультфильмов, любимыми героями, за кого ему нравится играть.
Тем самым вы создаёте дома атмосферу открытости. Вы показываете, что вам можно что-то рассказать, и не столкнуться с осуждением, не столкнуться с недовольством с вашей стороны. Чем больше ребёнок чувствует вашу стабильность, тем увереннее он будет в том, что к вам можно обратиться, на вас можно положиться и вы обязательно поможете.
5. Проигрывать разные ситуации, с которыми ребёнок сталкивается в жизни, и помогать ему переживать чувства, которые у него появляются.
В формате игры, в безопасной обстановке дома ребёнок может пробовать разные модели поведения в условиях, в которых он оказывается в тот или иной момент в своей жизни.
Попробуйте в процессе игры организовывать ситуации, похожие на те, что случаются в детском саду. Если у ребёнка даже в игре не получается дать сдачи, то можно предложить другие способы обхождения с ситуацией. Например, сказать что-то обидчику: «Я на тебя злюсь. Прекрати меня бить!» Сказать это громко, чтобы все окружающие, в том числе воспитательница, услышали. И ваш герой в этот момент должен поддержать ребёнка, быть на его стороне.
Другой вариант – предложить ребёнку нарисовать свою злость, своё смущение, свой страх. Тем самым мы проявляем эмоцию вовне, делаем её проще, меньше, более выносимой.
Можно вместе с ребёнком сочинить сказку, в которой главный герой переживает похожие обстоятельства. И на его стороне выступает Добрый Волшебник, который помогает ему справиться со сложностями, поддерживает его, верит в его силу, не покидает, остаётся рядом.
Чем больше вашего внимания сейчас уделяется ситуации, тем, во-первых, увереннее будет ощущать себя ребёнок, чтобы с ней справиться (потому что найдёт опору и поддержку в виде вас, заметит, что ему не приходится преодолевать всё одному). А во-вторых, тем быстрее ситуация будет замечена и другими окружающими взрослыми, которые также в неё включены, но пока что по каким-то своим причинам отказываются признавать её существование.
Всего вам доброго.
Психолог Портала «Я – родитель»