Вопрос специалисту

Ребёнок боится, что мы его не заберем из школы или секции

Ребёнок боится, что мы его не заберем из школы или секции

Добрый вечер! Прочитала тут про проблему того, что ребенок в возрасте 4х лет стал бояться, что его не заберут из детского сада, прочитала, что это формирование личности и что со временем это пройдет. 


А что делать, если к 7 годам это не прошло, и такая ситуация происходит и в школе, и при походе на секции различные? Он не хочет ходить, заниматься из-за страха, что мы его не заберем, в школу идет с этим вопросом, потом звонит постоянно, спрашивает: а вы точно меня заберете? В таком возрасте как быть?

Здравствуйте!

Как правило, в более старшем, например, в школьном возрасте ребёнок может переживать о том, заберут его из учреждения или нет, по нескольким причинам:

1. У ребёнка может быть недостаточно крепкое ощущение вашей с ним связи.

И тогда многие другие занятия словно уходят на второй план по важности, потому что привязанность со значимыми взрослыми – приоритет для детской психики.

Понимаю, что это может утомлять, вызывать раздражение. И тем не менее, важно раз за разом повторять ребёнку, что вы его точно заберёте, окутывать теплом и заботой в такие моменты, отражать его чувства («вижу, как ты переживаешь, я тоже в твоём возрасте боялась этого, я обещаю, что обязательно приду вовремя и заберу тебя») и педантично следовать своим словам (стараться максимально не опаздывать, чтобы у мальчика сформировалась уверенность в вашей надёжности, чтобы он мог потихоньку отпускать контроль, потому что на вас можно положиться).

Таких заверений и утешений понадобится не одно и не два, есть риск, что на них может уйти не один месяц. Но когда мы из раза в раз что-то говорим и делаем (методично, спокойно, доброжелательно, уверенно), постепенно в детской психике простраиваются новые нейронные связи, и с течением времени ситуация начинает терять свою остроту.

2. У ребёнка может быть высокий уровень тревоги, который канализируется в сферу ваших с ним отношений.

В этом случае важно обратить внимание на количество стресса, которое есть в жизни мальчика, на нагрузку, которую он выдерживает, на баланс учёбы/активностей/отдых/игры.

Плюс, к росту тревоги могут приводить высокие требования к ребёнку, которые существуют в семье (учиться на отлично, быть самостоятельным, помогать). Если требований много, а цена ошибки высока, мы вынуждены находиться в постоянном внутреннем напряжении, что как раз ощущается как тревога.

Кроме того, обстановка дома, конфликты между родителями или родственниками, тревожный жизненный фон взрослых также могут сказываться на самочувствии ребёнка.

3. У ребёнка в опыте могла случиться болезненная история, которая оставила отпечаток на его восприятии реальности.

Иногда такой историей может быть что-то мимолётное, на что мы, взрослые, и не обратили бы внимание, а для ребёнка это стало сигналом, что привязанность находится под угрозой, что расставаться с родителями небезопасно, что всегда есть вероятность остаться одному.

В этом случае важно поискать подобный опыт, обсудить его, снять напряжение с этой темы. Например, можно вместе с мальчиком повспоминать, с какого момента он стал бояться, что за ним не вернутся, спросить, уверен ли он в вашей любви, обговорить, что могло подорвать эту уверенность. Если инцидент будет найден, за него полезно извиниться, согласиться, что это было больно, и пообещать больше не поступать подобным образом во имя покоя и благополучия ребёнка.

Если же вы наблюдаете высокий уровень тревоги у сына, как бы ни старались его нивелировать, имеет смысл вместе обратиться к психологу за очной консультацией. Потому что подобные проявления в школьном возрасте не всегда проходят самостоятельно, порой детям требуется помощь специалистов, особенно если психологический симптом присутствует долгое время и существенно влияет на качество жизни.

На нашем Портале вы найдёте контакты бесплатных психологических служб в разных городах:

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Желаю вам удачи!

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»