Ребёнок боится, что мы его не заберем из школы или секции

08.11.2023

Добрый вечер! Прочитала тут про проблему того, что ребенок в возрасте 4х лет стал бояться, что его не заберут из детского сада, прочитала, что это формирование личности и что со временем это пройдет. 


А что делать, если к 7 годам это не прошло, и такая ситуация происходит и в школе, и при походе на секции различные? Он не хочет ходить, заниматься из-за страха, что мы его не заберем, в школу идет с этим вопросом, потом звонит постоянно, спрашивает: а вы точно меня заберете? В таком возрасте как быть?


Здравствуйте!

Как правило, в более старшем, например, в школьном возрасте ребёнок может переживать о том, заберут его из учреждения или нет, по нескольким причинам:

1. У ребёнка может быть недостаточно крепкое ощущение вашей с ним связи.

И тогда многие другие занятия словно уходят на второй план по важности, потому что привязанность со значимыми взрослыми – приоритет для детской психики.

Понимаю, что это может утомлять, вызывать раздражение. И тем не менее, важно раз за разом повторять ребёнку, что вы его точно заберёте, окутывать теплом и заботой в такие моменты, отражать его чувства («вижу, как ты переживаешь, я тоже в твоём возрасте боялась этого, я обещаю, что обязательно приду вовремя и заберу тебя») и педантично следовать своим словам (стараться максимально не опаздывать, чтобы у мальчика сформировалась уверенность в вашей надёжности, чтобы он мог потихоньку отпускать контроль, потому что на вас можно положиться).

Таких заверений и утешений понадобится не одно и не два, есть риск, что на них может уйти не один месяц. Но когда мы из раза в раз что-то говорим и делаем (методично, спокойно, доброжелательно, уверенно), постепенно в детской психике простраиваются новые нейронные связи, и с течением времени ситуация начинает терять свою остроту.

2. У ребёнка может быть высокий уровень тревоги, который канализируется в сферу ваших с ним отношений.

В этом случае важно обратить внимание на количество стресса, которое есть в жизни мальчика, на нагрузку, которую он выдерживает, на баланс учёбы/активностей/отдых/игры.

Плюс, к росту тревоги могут приводить высокие требования к ребёнку, которые существуют в семье (учиться на отлично, быть самостоятельным, помогать). Если требований много, а цена ошибки высока, мы вынуждены находиться в постоянном внутреннем напряжении, что как раз ощущается как тревога.

Кроме того, обстановка дома, конфликты между родителями или родственниками, тревожный жизненный фон взрослых также могут сказываться на самочувствии ребёнка.

3. У ребёнка в опыте могла случиться болезненная история, которая оставила отпечаток на его восприятии реальности.

Иногда такой историей может быть что-то мимолётное, на что мы, взрослые, и не обратили бы внимание, а для ребёнка это стало сигналом, что привязанность находится под угрозой, что расставаться с родителями небезопасно, что всегда есть вероятность остаться одному.

В этом случае важно поискать подобный опыт, обсудить его, снять напряжение с этой темы. Например, можно вместе с мальчиком повспоминать, с какого момента он стал бояться, что за ним не вернутся, спросить, уверен ли он в вашей любви, обговорить, что могло подорвать эту уверенность. Если инцидент будет найден, за него полезно извиниться, согласиться, что это было больно, и пообещать больше не поступать подобным образом во имя покоя и благополучия ребёнка.

Если же вы наблюдаете высокий уровень тревоги у сына, как бы ни старались его нивелировать, имеет смысл вместе обратиться к психологу за очной консультацией. Потому что подобные проявления в школьном возрасте не всегда проходят самостоятельно, порой детям требуется помощь специалистов, особенно если психологический симптом присутствует долгое время и существенно влияет на качество жизни.

На нашем Портале вы найдёте контакты бесплатных психологических служб в разных городах:

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Желаю вам удачи!

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад