Вопрос специалисту

Ребёнок боится незнакомых людей и ситуаций

Ребёнок боится незнакомых людей и ситуаций

Здравствуйте! Моей дочери 5 лет. С годовалого возраста беспокоит проблема боязни незнакомых людей и ситуаций. И с каждым годом проблема усугубляется. Например, не можем прийти в гости туда, где есть незнакомые взрослые. На улице и в торговых центрах ведёт себя хорошо, никто не пугает. Но если помещение маленькое, например, как квартира, будет долго бояться туда зайти. С уговорами заносим на руках. Когда осваивается - становится обычным весёлым и игривым ребенком. То же самое касается каких-то незнакомых ситуаций. Приходится все проговаривать заранее до мелочей. Если вдруг в итоге ситуация меняется в сторону того, что она не знает, начинает волноваться, пугаться, плакать. Больше всего испытывает страх перед пожилыми людьми, особенно бабушками. Доходит до того, что не хочет даже заходить в комнату, где сидит ее прабабушка. Плачет, просится домой. Ходит в сад с трёх лет. Привыкание шло трудно. Если замещает другой воспитатель, то слезы будут и сейчас. В группе друзей много. Но с новыми детьми знакомиться желания особо не возникает, например, если гуляет на улице, подходить ни к кому не будет. В знакомой и привычной ситуации очень общительная и веселая девочка. Пожилых людей сторониться и на улице. Если вдруг они обращаются к ней с разговором, начинает плакать. Утренники в детском саду очень ждёт, но пугается, когда в сюжете появляется то, что они не проигрывали на занятиях. В частности, если появляется баба Яга или ещё какие отрицательные персонажи. Дома никогда не запугивали. Старались ограждать от отрицательных эмоций, когда только начали замечать ее страхи. Книги про бабу Ягу не читаем. Много разговариваем, что не нужно бояться и т.д. Подскажите, пожалуйста, как помочь ребенку.

Екатерина

Екатерина, здравствуйте!

К сожалению, разговоры о том, что «не нужно бояться», действительно мало чем могут помочь ситуации. Страх – это не то, что поддаётся контролю ребёнка. Поэтому его нельзя «выключить» одним лишь усилием воли.

Обычно такие методы как арттерапия и сказкотерапия хорошо работают в случае с детскими страхами. Пробуйте рисовать страх девочки, лепить его и модифицировать получившееся: пририсовывать какие-то смешные подробности, делать из рисунка кораблик и отпускать по водоёму. Попросите дочку нарисовать страх и немного рассказать о нём: что его больше всего беспокоит, где он живёт внутри неё, что нужно сделать, чтобы он переехал, каково ей самой с таким внутренним жителем и т.д.

Это техника позволяет ребёнку перестать ассоциировать себя со страхом, вытащить его из себя вовне и, благодаря этому, взять над ним власть.

Если замечаете, что со временем ситуация не становится лучше, имеет смысл обратиться к психологу за очной консультацией.

На нашем Портале можно найти адреса и контакты бесплатных психологических служб в вашем городе - https://www.ya-roditel.ru/map/.

С темой страхов нужно работать, но старайтесь не делать на этом главный акцент в ваших отношениях. Проследите, как часто вы обращаете внимание на ребёнка в спокойном состоянии: когда она не боится, ничего не просит, ведёт себя спокойно и незаметно. Дело в том, что иногда мы привыкаем максимально много общаться и проводить время с ребёнком в моменты сложностей. При этом наша любовь и забота нужны детям всегда. И ребёнок запоминает самый лёгкий способ получить мамино внимание и любовь – через страх (этот же механизм часто работает по отношению к болезням, тревоге и даже плохому поведению).

Создайте дома обстановку безопасности и комфорта. Придётся смириться с тем, что для девочки важно в подробностях слушать о планах и предстоящих событиях. Ваши рассказы снижают её тревожность, а это очень важно.

Кроме того, отрицательные эмоции – это не что-то плохое, от чего нужно ограждать ребёнка. Ваша задача – научить с ними обходиться. Не раздражаться, не кричать, не ругать, не оставлять. А называть («я вижу, что тебе страшно»), оставаться рядом, успокаивать, показывать, что, да, ситуация непростая, но её можно вынести.

Часто высокий уровень тревоги и большое количество страхов исходят из неуверенности в стабильной привязанности к вам. Ребёнок должен знать, что вы всегда с ним (не физически, а эмоционально), на его стороне. Обеспечьте на словах и на деле для девочки жизнь, в которой она будет уверена в вашей защите и заботе. Сюда входит не сдувание пылинок с ребёнка, а ваша чуткость, внимательность, надёжность.

С другой стороны, одной из причин может быть ваша собственная тревожность. Проследите за своим внутренним состоянием. Насколько спокойно вы сами себя чувствуете в разных ситуациях? Потому что ваши переживания передаются ребёнку. И если вы внутри не уверены, что всё в порядке, то и девочка начинает ощущать небезопасность.

Поэтому постарайтесь сохранять своё собственное внутреннее спокойствие в как можно большем количестве ситуаций.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»