Вопрос специалисту

Ребёнок боится темноты

Ребёнок боится темноты

Здравствуйте! Моему сыну 8 лет, мы живем с ним вдвоем, без отца, с самого рождения. Мальчик очень боится темноты, боится спать один, боится даже вечером чистить зубы, будучи один в ванной комнате, боится ходить в другую комнату вечером. Говорит, что боится теней, монстров, которые прячутся в темноте и готовы схватить его в любой момент, ему мерещатся даже какие-то звуки, которые издают эти монстры. Очень редко остается дома один ненадолго в дневное время и только с включенным телевизором. Все попытки выяснить, как выглядят эти монстры, нарисовать их на бумаге, разъяснения не венчаются успехом. Ребенка никогда не запугивали ничем, не ругали, я стараюсь с пониманием относиться к его страхам, но, к сожалению, страхи не проходят, и он не становится смелее. Подскажите, пожалуйста, что можно сделать?

Елена

Здравствуйте, Елена!

Как правило, когда мы говорим о детях, основными и наиболее эффективными методами проработками тех или иных проблем является арт-терапия (рисунок, лепка, конструирование, т.е. творчество в том или ином виде) и игровые техники.

Детские страхи принято корректировать с помощью рисования этих страхов и видоизменения рисунка, лепки того, что пугает, или самого страха и обращения с ним так, чтобы снизить накал его влияния на детскую психику.

Поэтому вы можете ещё и ещё раз, если у ребёнка нет выраженного сопротивления к рисованию, пробовать совместно работать со страхом – рисовать его, рисовать одиночество, темноту, включать в рисунок смягчающие элементы, видоизменять его, рисовать помощников, монстров, которые оказываются совсем не монстрами, и т.д.

Цель такой работы – помочь психики отреагировать накопившиеся эмоции, снизить болезненность переживаний, показать ребёнку, что страх не всемогущ, с ним можно что-то сделать. И сам ребёнок сильнее этого страха.

Игра в данном случае используется для проигрывания пугающей ситуации. К тому же, она даёт информацию о том, какие события могли привести к возникновению страха. Понаблюдайте, во что играет ваш ребёнок, какие сюжеты проигрывает. Насколько часто в его играх встречается чувство одиночества, пустоты – это отделение кого-то от остальных, ситуации беспомощности. Совместная игра также хороша, если в ней ваш герой помогает герою ребёнка что-то пережить, вынести, показывает иные пути решения проблем. Здесь довольно сложно описать чёткий план действий, потому что всё зависит от сценария игры, а он, в свою очередь, полностью лежит на ребёнке. Вы лишь подчиняетесь, проявляете инициативу в рамках сюжета, но вся канва и основные действия задаются ребёнком.

И все эти методы работают, если используются регулярно, на протяжении длительного времени.

Однако важно помнить, что страх остаться одному, одиночества нормален для более младшего возраста. У деток постарше страхи могут играть очень разнообразные роли и иметь иные смыслы.

Это может быть и крайне высокая степень внутренней тревоги, находящая вот такой выход. И пережитая травматическая ситуация, где ребёнок переживал покинутость, одиночество, что привело к такому результату. Это могут и ваши собственные эмоции и страхи, которые вы подавляете, однако они отражаются на ребёнке и выходят через него (звучит странно, однако психика ребёнка очень мягкая и податливая, очень чувствительная ко всему, что творится с мамой, поэтому такой механизм имеет место быть и довольно часто). Это может быть страх оказаться одному, покинутым в будущем, который выражается в такой форме.

Очень важно, что этот страх может быть связан с отсутствующей отцовской фигурой. Как вы рассказываете ребёнку об отце? Какова роль ребёнка в его представлениях в том, что отца нет рядом? Есть ли у него вообще сложившийся образ отца? Ведь отец есть, его не может не быть, вычёркивание его фигуры создаёт тревожность. Словно мама что-то утаивает, что-то происходит не то, возможно, это касается папы и меня, но она не говорит, наверно, я в чём-то виноват…

То, как вы преподносите образ отца, также важно. Каким бы ни был этот мужчина для вас, для ребёнка он отец – и это совсем иная роль. И ей нужно оставить место в его жизни.

Все мои советы касаются скорее не столько работы с ребёнком, сколько могут дать вам почву для размышлений, откуда пошли эти страхи, что чувствует ваш сын, что именно его тревожит (монстр, который прячется в темноте – представьте, что это за чувство? Покинутость? Бессилие и беспомощность? Опасность всего мира вокруг, если рядом нет мамы? Прочувствуйте, про что страх вашего сына, чтобы лучше его понять).

Такие активные страхи в 8 лет уже не являются нормой. Поэтому, конечно, вы можете самостоятельно с ними работать (и даже нужно), вникать в состояние ребёнка, искать ответы через эмпатию и свою связь с сыном. Однако вместе со всем этим я рекомендую вам обратиться за очной консультацией к психологу. В данном случае именно ваша внутренняя работа по налаживанию связи с ребёнком и психологические консультацию «вживую» дадут наилучший результат.

На нашем Портале вы можете найти адреса бесплатных служб психологической помощи в вашем городе - https://www.ya-roditel.ru/map/. Также можно в любое время получить помощь по телефону доверия 8-800-2000-122. Звонок на него анонимный и бесплатный с любого телефона.

В вашем письме есть золотые слова – про то, что вы с пониманием относитесь к страхам сына. Ваше понимание, поддержка, тепло, забота, любовь без условий – это самый важный и прочный фундамент, благодаря которому ребёнок сможет пережить свои страхи. Если ваш сын знает, что вы рядом и на вас можно опереться, что бы ни произошло, что он важен и ценен, даже если ему страшно, даже если плохо себя ведёт, даже если ошибается и вообще ничего не может, если он знает, что в любой ситуации вы рядом и верите в его силу справиться и преодолеть, всё получится. Такая родительская позиция – самый нужный ресурс для ребёнка.


Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»