Вопрос специалисту

Ребёнок дразнится, как только ему становится скучно

Ребёнок дразнится, как только ему становится скучно

Ребенок, мальчик 7 лет и 4 мес., любит дразниться. Постоянно, как только ему становится скучно, начинает дразнить младшего брата, до состояния, когда тот бьет его и царапает до изнеможения. Остановиться старший не может - создаётся впечатление, что ему нравится смотреть, как кто-то злится. 


Если мама когда-то позволяла себе уйти в состояние "я злюсь", его это как будто ещё больше радует: он как будто упивается своей победой. Объясняет своё поведение тем, что ему скучно. 

С мальчиками в коллективе то же самое: дразнит сверстников, чтобы те за ним гонялись. Играет в такую игру - догони меня. Радуется, что удалось кого-то задразнить так, что ребёнок начал за ним бегать. Не знаем, как изменить это поведение? В сентябре пойдёт в школу в 1 класс. В садик ходил раньше, вроде не замечали подобного поведения в саду ранее. Такое поведение наблюдается около года.

Здравствуйте!

Понимаю ваше беспокойство: когда ребёнок дразнится, это сложно оставить без внимания. Тем не менее чтобы изменить какое-то поведение, важно смотреть не только на то, что в нём вызывает дискомфорт и чем оно не принято в обществе, но и на то, что те или иные действия дают самому ребёнку.

Редко что в поведении возникает просто так. Особенно если раньше описанных вами действий сына вы не замечали. Возможно, что-то случилось в его жизни, что привело его к развитию вот такой адаптации к обстоятельствам.

Попробуйте порассуждать, даже пофантазировать, откинув всю критику: чем поддразнивание может нравиться вашему мальчику? Что он получает в итоге?

Например, когда за нами бегают – это про внимание, причём безграничное, про концентрацию только на нас. Парадоксально, но когда на нас злятся – тоже. Всякие действия или слова в нашу сторону говорят о внимании.

Потребность во внимании, признании – одна из базовых для человека. Предпочтительно – во внимании положительном, с теплом, лаской, бережностью. Однако, может звучать удивительно, но и отрицательное внимание в этом контексте тоже считается. Всякий взгляд в сторону нашего существования всегда лучше, чем его полное отсутствие.

Или же другой пример: когда за нами бегают, это ситуация, наполненная злостью, и того, кто догоняет, и того, кто убегает. Мы не поддеваем окружающих, будучи в спокойном, ровном, хорошем состоянии.

Часто, когда фоновое настроение ребёнка меняется, его поведение начинает сигнализировать об этом. В том числе через подобные действия:

- Поддразнить, чтобы ощутить свою значимость, заметность для другого.

- Разозлить, чтобы почувствовать, что другой рядом, что он живой и обращен ко мне. Плюс, и самому сбросить злость.

Я не знаю вашей ситуации, не вижу ребёнка, поэтому могу только предполагать, но возможно год назад ваше внимание стало уходить со старшего мальчика на что-то другое: на отношение в семье, на младшего малыша, на дела и заботы, на усталость.

Дети иногда объясняют скукой состояние потерянности, отчуждённости. Чтобы убрать какое-то поведение, важно заглянуть прямо туда, в самый его корень, и заметить, какая потребность за ним стоит. А после – постараться удовлетворить её.

Попробуйте на основе моих размышлений проанализировать, а что именно от такого поведения получает ваш мальчик. Что ему не хватает? Какое качество контакта он заменяет погоней за собой и вызыванием злости на себя? Что может происходить с человеком, которому как будто становится хорошо, когда на него злятся?

Это нормальное проявление с точки зрения психического развития, однако за ним часто стоит боль, пустота, одиночество, непроявленное раздражение. Если получится дать ребёнку то, чего ему не хватает: внимания, тепла, контакта, нежности, заботы, безопасного пространства для проявления злости, грусти, слёз и крика, - постепенно нежелательное поведение может уйти само.

Однако если ситуация будет продолжать вас беспокоить и не получится найти ключик к сыну, на нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в разных городах, куда можете обратиться за очной консультацией:

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Всего вам доброго!  

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»