Надежда, здравствуйте!
Вы совершенно верно сделали, что продиагностировали ребёнка у врача. Неузнавание себя на фотографиях, скудная речь, отсутствие зрительного контакта и указательного жеста, ограниченность интересов и нарушение социальной коммуникации часто наводят на мысли об аутизме. Поэтому исключить этот диагноз никогда не бывает лишним. В этом случае лучше перестраховаться. Тем более, что чем раньше выявляется данная особенность, тем больше возможностей её скомпенсировать и обучить ребёнка жизни. 3 года для ребёнка – кризисный период. Это время окончательного отделения от Вас и зарождения представления о себе. Словно раньше Вы с ним в его понимании были единым целым, а теперь он вдруг осознал и понял, что нет, он – совершенно отдельная личность.
А главное, что отличают отдельную свободную личность – это возможность сказать «нет». Поэтому «нет» в его словаре сейчас займёт лидирующие позиции (как и «не хочу», «не буду», «не пойду», «не надену» и т.д.). Наличие ярко выраженного «нет» может быть связано с этой особенностью. С ней же может быть связана трудность называния себя на фото.
Рекомендую Вам попробовать вместе называть людей на фотографиях следующим образом: «Смотри, это Я, мама, а это Ты, Глеб», «это бабушка, это папа, а это снова ты, а меня здесь нет». Т.е. использовать как можно больше местоимений. Это касается и повседневной жизни. Ребёнок учится на Вашем примере, на том, как Вы разговариваете в семье с родными и с ним самим.
Часто дети перенимают то, как взрослые привыкли отвечать на вопросы. Внимательно проследите, чтобы Ваши ответы на вопросы чётко звучали как «да» (не кивок, не «угумн», а чёткое «да», «да, я хочу», «да, я поеду»). Чтобы у ребёнка сформировалась модель предложения, где он соглашается. Кроме того, если малыш неразговорчив, в семье иногда возникает привычка не дожидаться его ответа и просто делать так, как сказали. Это приводит к ситуации, когда озвучить своё несогласие очень важно, а вот согласие – нет, потому что и так всё будет. К примеру, две ситуации: «Ты пойдёшь гулять? – Нет!» - малышу нужно было сказать нет, чтобы не идти; «Ты пойдёшь гулять? – молчание – Ладно, давай собираться» - ему не нужно было ничего говорить, вопроса тут даже и не было, скорее было утверждение.
Попробуйте следить, чтобы Ваши вопросы были именно вопросами, на которые нужно дать ответ, в том числе положительный. Т.е. Вы спрашиваете «Ты хочешь бананчик?» - и не даёте его, пока не услышите «да». И это нормально, что в первое время ребёнок будет оставаться без бананчика, сока или игрушки. Он должен понять, что, чтобы что-то получить, нужно согласиться.
Важно задавать такие вопросы именно в ситуациях, когда у ребёнка есть выбор. Если Вы накрыли на стол и спрашиваете, будет ли он кушать, выбора у него нет, он в любом случае будет кушать. Если Вы собираетесь гулять и спрашиваете, будет ли он одеваться, тут тоже нет выбора. А вот если прогулка зависит от его желания, тогда Вы спрашиваете, хочет ли он. И если не слышите «да», говорите «Я так и не поняла, хочешь ты гулять или нет, значит, пойду заниматься своими делами».
Это очень важные моменты в воспитании, стимулирующие ребёнка говорить, общаться с миром. Кроме того, следите, чтобы в Вашей речи не было указаний на него в третьем лице. «Мы с тобой сейчас пойдём в магазин» вместо «Мама с Глебом сейчас пойдут в магазин», «Садись в машину, я тебя повезу» вместо «мама тебя повезёт», «Глеб, я очень устала, сейчас отдохну и будем играть» вместо «Глеб, мама устала, дай ей отдохнуть».
Постарайтесь избегать говорить о сыне с кем-то в третьем лице, когда он сидит рядом и слушает Вас. Лучше подключите его к обсуждению. Играйте в игры, где нужно называть друг друга. К примеру, прятки, обязательно сопровождая поиск ребёнка речью «Где ты, Глеб? Вот ты где!!» (вместо «Где Глеб, куда же он спрятался»).
Рисуйте вместе Вашу семью, а после обсуждайте – «Это я, мама, это папа (бабушка, кто-то ещё), а это ты, Глеб». Следите за динамикой развития проблемы. Часто после 3-х лет дети перерастают и речевые сложности, и отчуждения от себя (3 года – возраст, когда складывается первое представление о себе, как я говорила). Но это не значит, что нужно пускать всё на самотёк.
Я рекомендую Вам внимательно попробовать в жизни все мои рекомендации, посмотреть за развитием малыша и его общением в детском саду (очень важно для мало говорящий детей иметь контакт со сверстниками, это также стимулирует общение). Если через несколько месяцев (4-6) ситуация не будет улучшаться, стоит ещё раз сходить ко врачу, желательно специализирующемуся на детях с особенностями в развитии (невропатолог, психиатр). Если врач подтвердит выводы прошлого доктора (об отсутствии аутизма и других нарушений), то можно будет сходить на очную консультацию к психологу, нейропсихологу.
Важно все шаги делать именно в таким порядке, потому что психолог не имеет права ставить диагноз, и его коррекционная программа должна строиться с учётом выписок от врачей. Проследите за этим. Кроме того, на нашем Портале Вы можете найти список бесплатных служб психологической помощи в Вашем городе по ссылке
Список бесплатных служб психологической помощи.
Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»