Вопрос специалисту

Ребёнок хочет ходить на тренировки, но боится, что мама уйдёт

Ребёнок хочет ходить на тренировки, но боится, что мама уйдёт

С сентября этого года стали ходить на тренировки по каратэ. Сын сам хотел и выбрал данный вид спорта. 10 тренировок отходил с удовольствием, всегда с улыбкой на лице. На 11й тренировке обмочился, постеснялся попроситься. После этого случая сын заболел и мы пропустили две тренировки. После выхода с болезни пошел на тренировку хорошо, но на самой тренировке расплакался, не занимался, просился к маме и папе. Дома обещал, что больше плакать на тренировке не будет, также говорит, что очень хочет ходить и ему все нравится. Но на следующей тренировке все снова повторилось, ушел со слезами на глазах и всю тренировку просидел на лавочке, проплакал и просился к родителям. Говорит, боялся, что уйдем без него. После тренировки тренер с ним провел беседу, хвалил, что все у него получается, говорил, что мама с папой ждут, также спрашивал хочет ли он заниматься, не заставляют ли его родители ходить против воли. Сын сказал, что очень хочет заниматься, что ему очень нравится. Также тренер предупредил, что если он продолжит плакать на тренировках, то его больше не пустят на занятия. Дома также с сыном поговорили, узнавали, что, может, кто обижает, также спрашивали, точно ли хочет ходить. Ответил, что ходить очень хочет, никто не обижает, просто боится, что уйдем без него. За день до тренировки мы забрали из сада его пораньше, провели день и вечер вместе. Утром смотрели видео с его открытого урока по каратэ. Про слезы я не упоминала. Еще мы с ним договорились, что ключи от квартиры я положу ему в рюкзак, так он точно будет знать, что я жду его внизу и без него никуда не уйду. Собирался с удовольствием на тренировку, но, как пришло время уходить от меня в зал, снова слезы, крики, что хочет к маме. Тренер ему предложил не ходить на тренировку и остаться с мамой, сын отказался, сказал, что хочет на занятия и что плакать не будет, но так и пошел со слезами на глазах. Мы уже не знаем, что делать, и на тренировки говорит, что хочет ходить, но постоянно ревет и в итоге не тренируется. Что нам лучше делать в такой ситуации?

Марина

Марина, здравствуйте!

Важно разобраться, почему ваш сын начал плакать. Насколько я понимаю, до ситуации, когда ребёнок описался, проблем не было, не было ни слёз, ни страха, что мама уйдёт без него. В таком случае, можно предположить, что вот такой конфуз, случившийся на 11 тренировке, оказался для ребёнка травматичным. И это запустило страх потерять вас: вашу любовь и заботу.

Хорошо бы вспомнить, как ребёнок отреагировал на то, что описался, насколько сильно переживал. И как отреагировали на это вы? Помогли ли пережить? Успокоили ли? Сказали ли, что вы рядом, что такое часто и со многими случается, даже взрослые иногда писаются, от смеха к примеру. Насколько вы остались рядом с ребёнком и поддержали его переживания?

Если вы: разозлились, отчитали (что уже не маленький, мог бы и попроситься), обесценили («ничего страшного, нечего переживать», а для ребёнка есть что переживать, для него это страшная ситуация), не обратили внимание (ну, описался и описался) – всё это может служить угрозой для привязанности.

Это не значит, что вы виноваты. Более того, любая реакция родителя происходит из лучших побуждений. Все мы хотим нашим детям счастья. Но иногда наши действия могут стать причиной детских слёз, потому что их видение мира совсем другое. И задача нас - взрослых и мудрых – встать на сторону ребёнка, понять его позицию, что произошло, что он чувствовал, и восстановить близость в отношениях, устранить угрозу для неё.

Вы уже всё делаете правильно и хорошо: разговариваете, присутствуете рядом, передаёте ключи, объясняете, что никуда не уйдёте, и следуете своим словам. Но, возможно, чтобы точно удостовериться, ребёнку нужно время.

Плюс, ваши слова должны распространяться и на все другие ситуации: если вы обещаете ребёнку не оставлять его где-то, то действительно не оставляете; если говорите, что что-то сделаете, то действительно делаете. Это доказательство: вам можно верить.

Слёзы ребёнка говорят о переживаниях. Ему хочется заниматься, с одной стороны, но с другой, из-за сложившейся в какой-то момент угрозы для привязанности, ему страшно, что вы покинете, отвергнете, уйдёте. Кроме ласковых слов и выполнения своих обещаний, важно научиться понимать: да, ребёнок переживает, да, плачет. Но он справится, если вы будете рядом. Важна ваша внутренняя уверенность в этом.

Можете сказать сыну: «я вижу, ты боишься, что я уйду, но я не уйду, обещаю, я здесь, жду тебя, если что-то случится, ты можешь выйти и позвать меня, я услышу, я рядом». Если раньше вы выполняли свои обещания, ребёнок успокоится быстрее. Если нет – понадобится время.

Пока ребёнок так сильно переживает, можно договориться с тренером и предложить малышу проверять во время занятия, на месте вы или нет. Каждые 10-15 минут, к примеру (здесь можно ориентироваться и на часы в зале, можно дать песочные часы, можно попросить тренера помочь). В этот период хорошо бы пойти навстречу ребёнку, потому что, когда ощущение надёжной привязанности вернётся, он сможет вас отпускать. Но на это нужно время и терпение.

По-настоящему привязанность формируется дома. В том, насколько вы внимательны и заботливы, насколько вы умеет услышать желания сына и договориться о чём-то, насколько озвучиваете его эмоции, не боитесь сильных чувств, остаётесь рядом. Насколько тверды в запретах, но при этом не жестоки, а человечны – умеете понять чью-то боль, не испугаться слёз и криков, обнять, успокоить и всё объяснить.

Ситуацию с туалетом хорошо бы тоже как-то проработать. Сначала – понять, насколько ребёнок всё ещё помнит о ней. Для этого можно спросить напрямую, можно понаблюдать за играми (часто в сюжете ребёнок может как проигрывать сложную для него ситуацию, так и чувства – стыда, отвержения, они будут «фонить» в игре). Если вы видите, что эмоции после ситуации не пережились, что есть страх, зажатость, можно предложить поиграть вместе, следуя в игре за ребёнком, оказаться добрым волшебником, который спасает/успокаивает/одобряет (делает то, что надо было сделать в той ситуации).

Другой вариант – сказка, которую вы можете составить сами, чтобы также помочь пережить этот опыт. С главным героем в похожей ситуации, его сложными чувствами и добрым волшебником, помогающим, оберегающим, переводящим всё в более лёгкий эмоциональный фон (но не обесценивающим и не насмехающимся).

Очень важно в этой ситуации понять, что у сына внутри болит, и обласкать эту душевную рану, подуть на неё, побольше гладить, обнимать, говорить приятные слова, слушать, воспринимать всерьёз. Всеми своими действиями говорить: «ты важен, я рядом, ты можешь идти обратно в мир, я никуда не денусь». Это волшебные слова, постепенно они отогреют сердце и позволят ребёнку дальше идти вперёд. Но уже имея важный опыт преодоления трудностей и точное знание, что, что бы ни случилось, мама рядом.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»