Добрый день, Аня!
Исходя из Вашего письма, я могу рассмотреть ситуацию с нескольких сторон:
1. Все люди разные. И у каждого из нас есть свои особенности.
Это касается и быстроты обработки информации, и скорости протекания нервных процессов (это особенно ярко видно на разнице между холериком и флегматиком), и коммуникабельности (экстраверсии и интроверсии, как сейчас модно говорить). Наш мир во многом строится на общительности и активности. Однако в нём живёт очень много людей, которые никак не могут «втиснуть» себя в такие рамки.
Возможно, Ваша дочка является одной из таких людей – интровертов. Про них ещё говорят «сам в себе», «живёт в своём мире», «закрыт, как коробочка». И это не говорит о них ничего плохого! Это просто означает, что они познают мир и живут в нём «через себя». Для них важно обращаться к себе, прислушиваться к своим ощущениям, чаще оставаться одним. Это люди, которым не нужны большие компании, их не интересуют шумные сборища. Как правило, они обладают богатым внутренним миром, широкой эрудицией, глубокими интересами.
Но вот в общении с другими иногда им бывает тяжело. Просто потому что для них это не нужно, не значимо, они не получают от этого ни радости, ни удовольствия. А ещё чаще они чувствуют стресс, если нужно постоянно с кем-то контактировать.
Важно знать, есть ли у Вашего ребёнка один или два близких друга (обычно больше у интровертов и не бывает). Если да – значит, она может адаптироваться и найти в своём кругу хоть кого-то, с кем ей комфортно. Это необязательно должны быть одноклассники, они могут быть из любой среды. Наличие друга-сверстника – огромный вклад в возможность адаптироваться в обществе, необходимый опыт общения и взаимодействие с другим человеком.
Большего от таких детей желать не стоит. Для них общение часто оказывается тяжело и абсолютно неинтересно.
Как правило, такие люди предпочитают работу с техникой/текстами/IT-системами, и находят там себя. Очень важно в будущем выбрать именно своё дело, которое будет отвечать внутренним желаниям и приносить радость.
Чтобы распознать черты интроверсии у своей дочери, Вы можете взять из интернета любой тест на темперамент и пройти его вместе с ней. Даже такой, на самом деле, непрофессиональный метод сможет что-то сказать о предпочтениях ребёнка.
Это поможет Вам лучше понять дочь, ориентироваться на её особенности, не заставлять общаться там, где ей самой это не надо.
Кроме того, если у такого ребёнка есть друг, он уже не «одичает». Да, в нашей жизни нам важно уметь общаться. Но нужно помнить, что для каждого человека счастье – в разном. И если для Вашей дочери оно не в общении, то не нужно акцентировать на этом всё своё внимание.
2. Сейчас Ваша дочка вступает в новый этап своей жизни – подростковый возраст. Если до этого возраста у детей на первом месте, как бы то ни было, но стояла учебная деятельность, то лет с 11-ти она уступает первенство межличностным контактам.
Если Ваша дочь не смогла найти себя в обществе, если у неё не получилось влиться в коллектив, то в подростковый период проблема встаёт с удвоенной силой. Это время знакомства с миром взрослых отношений, в том числе между полами. Подросток начинает ходить в школу не за знаниями, а за отношениями с ровесниками. И это абсолютно нормально.
Однако ребёнку, не обладающему нужными коммуникативными навыками, от этого будет только сложнее. Он видит, что вокруг все общаются, и в какой-то момент становится изгоем. Захочет ли он ходить в школу, где чувствует себя одиноким и лишним? Вряд ли.
Для того, чтобы прояснить ситуацию в школе, Вам нужно уделить ребёнку больше времени, чем обычно. Сесть и спокойно поговорить с ней о том, что происходит в школе. Нужно учитывать, что если раньше спокойные разговоры «по душам» были вам несвойственны, то с первого раза ничего не получится. Только систематический интерес к жизни ребёнка поможет ему расслабиться и раскрыться. Кроме того, в разговоре не должно быть Вашего осуждения или советов. Вы лишь слушаете и пытаетесь почувствовать на себе, в какой ситуации оказалась дочь.
Отличие от первого взгляда на ситуацию в том, что для закрытой и не интересующейся другими людьми личности отсутствие контактов либо вовсе не будет проблемой, либо будет приносить небольшой дискомфорт. Если же ребёнок не общается и очень сильно страдает из-за этого, Вам нужно обратить внимание именно на второй пункт.
Если Вам известна школьная ситуация, и Вы видите, что проблема именно в этом, нужно будет немного подтянуть коммуникативные навыки.
Для этого можно предложить дочке походить, к примеру, на тренинги для подростков, или в любую студию, где ей было бы интересно – танцевальную, театральную и т.д. Это очень поможет обновить круг знакомых, предстать перед новыми людьми и, значит, выбрать, какой быть перед ними, раскрыть себя.
Но это имеет смысл делать, только если она сама хочет и готова. Если такое Ваше предложение (сказанное 2-3 раза, с искренним желанием помочь, но без жалости и напора) будет воспринято в штыки, значит, дальше давить не стоит. Однако если ребёнок не смог адаптироваться в школе, но потребность в общении всё же есть, в итоге он пойдёт заниматься тем, что ему интересно.
3. Мы живём в мире большой сенсорной перегрузки – шум машин, разговоры, телевизоры, музыка, гаджеты. И среди нас есть люди с очень чувствительной психикой, которым сложно это выносить.
Подростковый период – время стремительно роста, гормональных изменений. Если на него накладывается стресс от переизбытка окружающих шумов и иной стимуляции, ребёнок хочет скрыться, сбежать, остаться наедине, чтобы хоть где-то найти покой.
Если Вы замечали подобное за дочкой, об этом тоже можно поговорить. И придумать способы её защитить, пусть и немного странные, на первый взгляд:
- ходить в особенно оживлённых местах с берушами в ушах или в наушниках без музыки;
- не посещать городские праздники или иные мероприятия;
- чаще выбираться в тишину на природу;
- придумать домашний ритуал спокойствия – к примеру, убрать все гаджеты за 2 часа до сна, разговаривать на кухне при свечах;
- успокаивать себя тактильной стимуляцией – копаться в песочницах (какое-то время были очень популярны маленькие, домашние песочницы), смотреть на успокаивающие образы (также были популярны лет 10 назад, цветные колбы с перемещающимися пузырьками) и т.д.
Т.е. делать то, что приносит спокойствие и комфорт.
Чем больше мы ограждаем себя от ненужного шума, тем меньше сил тратится на то, чтобы противостоять ему, тем больше наших ресурсов внутри остаётся на построение собственной жизни и отношений с людьми.
Я понимаю Ваши опасения по поводу домашнего обучения. В принятии решения по этому вопросу помните, что Ваша задача – научить дочку быть счастливой, адаптироваться к жизни, но не забывать про себя. Возможно, на некоторое время домашнее обучение будет выходом (особенно если ситуация в школе вызывает очень сильный стресс), при этом кружки и студии по интересам стоит оставить.
Самое важное, что необходимо подростку – мамина любовь, принятие, внимание и понимание. Даже если трудно (а подросток – это всегда трудно), даже если тяжело и непереносимо. Ваш ребёнок сейчас вступает во взрослую жизнь, и на этом пути ей нужна очень надёжная опора рядом.
Если Вам не помог ни один подход, и Вы понимаете, что дело ещё в чём-то, Вы можете обратиться в бесплатную службу психологической помощи. Их список Вы найдёте на нашем Портале -
здесь.
Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»