Здравствуйте! Меня беспокоят две проблемы. Ребёнок любит машинки. Чистить зубы, в туалет, спать, на улицу, есть и т.д. - сын берет в руки машинки. Ночью может проснуться оттого, что их нет в руках. Такое ощущение, что это как символ защищённости для него. Нормально ли это, и как уйти от такой навязчивой мысли?
Здравствуйте!
Обе ситуации, которые вы описываете, могут быть связаны между собой.
Вы очень тонко и точно подметили, что, вероятно, машинки для вашего сына – символ защищённости. И это нормально, когда у малыша появляется что-то (часто – именно какой-то предмет), который даёт ему чувство спокойствия, безопасности. Плюс, это легко соотносится с тем, что чужие люди, агрессивные и активные детки могут вызывать много страха и желание спрятаться.
Если попробовать ощутить, что происходит с мальчиком, то можно предположить, что ему на данный момент как будто не хватает безопасности, защищённости. Это влияет и на самоощущение себя в мире, и на общение с окружающими.
Это лишь гипотеза. Не обязательно, что она верна. Просто предположение, исходя из вашего письма.
Причин, почему такое может происходить с ребёнком, очень много. Пожалуйста, не спешите себя корить, что вы что-то сделали не так или что с ребёнком что-то не то. К такому поведению может приводить и специфика отношений в семье (и я ещё скажу об этом ниже), и особенности нервной системы (кто-то биологически рождается более возбудимым и чувствительным, а кто-то менее), и то, как проходила беременность и роды, и то, был ли у вас тесный контакт с ребёнком в первые дни-месяцы его жизни, и то, в каком состоянии вы находились после родов, и неврологическое состояние… Множество моментов.
Я перечислила эти причины, чтобы вы понимали, как много факторов может влиять. Чаще всего их сразу несколько, и они наслаиваются. И то, что было в прошлом, уже не изменить. Однако последствия – тоже не приговор. Если сейчас ваш ребёнок застенчивый и нуждается в большем спокойствии, чем другие детки, это вовсе не значит, что с ним что-то не так, что он развивается неправильно и что таким он будет всегда.
Однако в формате письма сложно точно ответить на вопрос, насколько в рамках нормы идёт развития ребёнка. Здесь возможна только очная диагностика.
На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в вашем городе, где есть шанс обратиться к психологу и получить консультации на волнующую вас тему: Учреждения социального обслуживания семьи и детей
Можно обратиться к неврологу и проверить неврологическое здоровье ребёнка. Это важно ещё и потому, что ребёнок всё ещё не говорит, в 3 года уже стоит посетить специалиста и проконсультироваться по этому вопросу.
Что касается практических решений проблем, о которых вы написали:
1. Попробуйте посмотреть на то, что ребёнок постоянно держит в руках машинки, не как на проявление нарушения, не как на что-то, чего не должно быть, а как на копинг-стратегию: его личный способ справляться с повышенной тревогой и напряжением.
Это то, что ему помогает. То, что ему важно и нужно сейчас. Вовсе не значит, что он до школы будет ходить с этими машинками. И точно не значит, что он и в институт будет поступать с ними в кармане.
Просто сейчас они ему нужны. Сейчас они придают ему сил. Сейчас они для него – символ покоя, того, что защищает. Он не осознаёт это рационально. Он просто берёт игрушку, и внутри ему становится теплее.
Если взглянуть на машинки в таком ракурсе, то возникает вопрос: а правда ли необходимо сейчас его от этого отучать?
Представьте, что у вас есть какой-то предмет, который вам очень дорог. Например, кольцо или браслет, может, фамильная драгоценность. Вы надеваете его на важные мероприятия, чтобы ощутить больше уверенности, словно за вами стоит весь ваш род и поддерживает, от этого внутри становится тише и спокойнее. И вот вы надеваете это украшение, а вам говорят, чтобы вы его сняли и вообще перестали «маяться дурью», что пора отвыкать и нельзя быть такой зависимой от этой вещи. Что бы вы почувствовали в этот момент?
Словно кто-то отнимает у вас нечто, что вам помогает, решает за вас, как вам себя чувствовать, да ещё и обвиняет в том, что вы как человек какая-то неправильная, раз так себя успокаиваете. Это очень неприятно. Совершенно любой человек, даже взрослый, в такой ситуации почувствует боль, стыд, злость, фрустрацию, страх.
Этот пример можно перенести на мальчика. Если сейчас взять и отнять то, что помогает, ему будет тяжело.
Но если всё же вы решите это сделать, то тогда имеет смысл предложить какой-то вариант – замену машинкам. Чтобы немного снизить сиу переживаний, которые обязательно возникнут.
Понимая, что ребёнок держит машинки из-за определённых потребностей, поможет сместить фокус внимания с игрушек на удовлетворение этих потребностей другими путями. То есть не лишать ребёнка важного, а включить в его жизнь новые способы успокоения.
Например, хорошо работают массажи, телесный контакт, объятия много-много раз в день. Перед сном можно попросить мальчика лечь на бок в «позе эмбриона», а вы кладёте свои ладони: одну – на спину между лопаток или на затылок, где он переходит в шею, а вторую – под ступни. Так вы словно даёте ребёнку опору, тело в этот момент ощутит безопасность. Это простая, очень лёгкая и суперэффективная техника.
Есть ещё один интересный момент. Смотрите: вы волнуетесь по поводу машинок, напрягаетесь, ребёнок это ощущает, он чувствует вашу тревогу и сам начинает тревожиться ещё больше, от этого ещё чаще прибегает к привычному для него способу самоуспокоения – машинкам, а вы это видите и ещё больше начинаете нервничать… Или другой вариант: вы тревожитесь, уделяете много внимания тому, что ребёнок держится за игрушки, говорите ему прекратить, от такого стресса ребёнок чувствует себя ещё хуже, безопасность совсем ускользает от него, и он цепляется за машинки ещё сильнее, а вас это, в свою очередь, ещё больше напрягает…
В обоих случаях получается замкнутый круг. Чем больше внимания вы обращаете на машинки, тем сильнее ребёнок за них цепляется. Попробуйте, немного снизить свою тревогу в этом месте, это очень поможет и вам, и мальчику.
2. По поводу страха перед агрессивными, активными людьми.
Обычно чем старше становится ребёнок, тем смелее он идёт в мир и тем легче выдерживает разные проявления других людей.
Но есть детки с высокой чувствительностью, которым чисто теоретически это сложно даётся. Это нужно учитывать и признавать: не требовать быть смелым, а озвучивать: «Ты испугался, вижу. Та девочка бежала и кричала, так громко, что стало страшно. Я с тобой. Давай обниму». Так вы демонстрируете ребёнку, что бояться можно и, что очень важно, страх не разрушает, он обязательно пройдёт, и можно будет продолжать действовать.
И плюс, любые формы поведения ребёнок сперва отыгрывает дома. Отношения с родителями для него – как площадка для тестирования своих умений и способностей.
Поэтому «отработка» навыков самостоятельного поведения и защиты своих границ всегда начинается с семьи. А именно – с возможности ребёнка на вас злиться, вам перечить, при вас протестовать и вам говорить «нет». Это может слышится немного необычно, но это правда важно. Если дома ребёнку запрещают проявлять волю, если у него совсем нет выборов (что есть, что надевать, что смотреть, во что играть и с кем), если все его желания не берутся в расчёт, он не сможет проявить самостоятельность и силу на улице.
Чем больше свободы (в рамках возрастных границ) у ребёнка есть в отношениях и в общении с вами, тем потихонечку смелее и решительнее он будет и за пределами семьи.
Попробуйте обращать внимание на такие моменты. И помнить, что бояться агрессивных и активных детей – нормально. Просто это правда страшно, громко и непонятно, чего от них ждать. Но вашему сыну всего 3 года, у него ещё очень много времени впереди, чтобы научиться и постепенно «идти в мир».
Желаю вам удачи. Всего доброго.