Вопрос специалисту

Ребёнок любит машинки, повсюду берёт их с собой

Ребёнок любит машинки, повсюду берёт их с собой

Здравствуйте! Меня беспокоят две проблемы. Ребёнок любит машинки. Чистить зубы, в туалет, спать, на улицу, есть и т.д. - сын берет в руки машинки. Ночью может проснуться оттого, что их нет в руках. Такое ощущение, что это как символ защищённости для него. Нормально ли это, и как уйти от такой навязчивой мысли? 


И второй момент. Сын боится агрессивного и активного поведения других детей. Если ребёнок хочет взять его вещь, бежит на него или ведёт себя ещё агрессивнее, он убегает или прячется за меня. Он буквально вздрагивает. Переживаю, как будет это все обстоять в саду. Как научить ребёнка отстаивать свои границы? Ребёнок пока не говорит, объяснить или ответить другому ребёнку он не может. Спасибо за ответ.

Валерия

Здравствуйте!

Обе ситуации, которые вы описываете, могут быть связаны между собой.

Вы очень тонко и точно подметили, что, вероятно, машинки для вашего сына – символ защищённости. И это нормально, когда у малыша появляется что-то (часто – именно какой-то предмет), который даёт ему чувство спокойствия, безопасности. Плюс, это легко соотносится с тем, что чужие люди, агрессивные и активные детки могут вызывать много страха и желание спрятаться.

Если попробовать ощутить, что происходит с мальчиком, то можно предположить, что ему на данный момент как будто не хватает безопасности, защищённости. Это влияет и на самоощущение себя в мире, и на общение с окружающими.

Это лишь гипотеза. Не обязательно, что она верна. Просто предположение, исходя из вашего письма.

Причин, почему такое может происходить с ребёнком, очень много. Пожалуйста, не спешите себя корить, что вы что-то сделали не так или что с ребёнком что-то не то. К такому поведению может приводить и специфика отношений в семье (и я ещё скажу об этом ниже), и особенности нервной системы (кто-то биологически рождается более возбудимым и чувствительным, а кто-то менее), и то, как проходила беременность и роды, и то, был ли у вас тесный контакт с ребёнком в первые дни-месяцы его жизни, и то, в каком состоянии вы находились после родов, и неврологическое состояние… Множество моментов.

Я перечислила эти причины, чтобы вы понимали, как много факторов может влиять. Чаще всего их сразу несколько, и они наслаиваются. И то, что было в прошлом, уже не изменить. Однако последствия – тоже не приговор. Если сейчас ваш ребёнок застенчивый и нуждается в большем спокойствии, чем другие детки, это вовсе не значит, что с ним что-то не так, что он развивается неправильно и что таким он будет всегда.

Однако в формате письма сложно точно ответить на вопрос, насколько в рамках нормы идёт развития ребёнка. Здесь возможна только очная диагностика.

На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в вашем городе, где есть шанс обратиться к психологу и получить консультации на волнующую вас тему: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Можно обратиться к неврологу и проверить неврологическое здоровье ребёнка. Это важно ещё и потому, что ребёнок всё ещё не говорит, в 3 года уже стоит посетить специалиста и проконсультироваться по этому вопросу.

Что касается практических решений проблем, о которых вы написали:

1. Попробуйте посмотреть на то, что ребёнок постоянно держит в руках машинки, не как на проявление нарушения, не как на что-то, чего не должно быть, а как на копинг-стратегию: его личный способ справляться с повышенной тревогой и напряжением.

Это то, что ему помогает. То, что ему важно и нужно сейчас. Вовсе не значит, что он до школы будет ходить с этими машинками. И точно не значит, что он и в институт будет поступать с ними в кармане.

Просто сейчас они ему нужны. Сейчас они придают ему сил. Сейчас они для него – символ покоя, того, что защищает. Он не осознаёт это рационально. Он просто берёт игрушку, и внутри ему становится теплее.

Если взглянуть на машинки в таком ракурсе, то возникает вопрос: а правда ли необходимо сейчас его от этого отучать?

Представьте, что у вас есть какой-то предмет, который вам очень дорог. Например, кольцо или браслет, может, фамильная драгоценность. Вы надеваете его на важные мероприятия, чтобы ощутить больше уверенности, словно за вами стоит весь ваш род и поддерживает, от этого внутри становится тише и спокойнее. И вот вы надеваете это украшение, а вам говорят, чтобы вы его сняли и вообще перестали «маяться дурью», что пора отвыкать и нельзя быть такой зависимой от этой вещи. Что бы вы почувствовали в этот момент?

Словно кто-то отнимает у вас нечто, что вам помогает, решает за вас, как вам себя чувствовать, да ещё и обвиняет в том, что вы как человек какая-то неправильная, раз так себя успокаиваете. Это очень неприятно. Совершенно любой человек, даже взрослый, в такой ситуации почувствует боль, стыд, злость, фрустрацию, страх.

Этот пример можно перенести на мальчика. Если сейчас взять и отнять то, что помогает, ему будет тяжело.

Но если всё же вы решите это сделать, то тогда имеет смысл предложить какой-то вариант – замену машинкам. Чтобы немного снизить сиу переживаний, которые обязательно возникнут.

Понимая, что ребёнок держит машинки из-за определённых потребностей, поможет сместить фокус внимания с игрушек на удовлетворение этих потребностей другими путями. То есть не лишать ребёнка важного, а включить в его жизнь новые способы успокоения.

Например, хорошо работают массажи, телесный контакт, объятия много-много раз в день. Перед сном можно попросить мальчика лечь на бок в «позе эмбриона», а вы кладёте свои ладони: одну – на спину между лопаток или на затылок, где он переходит в шею, а вторую – под ступни. Так вы словно даёте ребёнку опору, тело в этот момент ощутит безопасность. Это простая, очень лёгкая и суперэффективная техника.

Есть ещё один интересный момент. Смотрите: вы волнуетесь по поводу машинок, напрягаетесь, ребёнок это ощущает, он чувствует вашу тревогу и сам начинает тревожиться ещё больше, от этого ещё чаще прибегает к привычному для него способу самоуспокоения – машинкам, а вы это видите и ещё больше начинаете нервничать… Или другой вариант: вы тревожитесь, уделяете много внимания тому, что ребёнок держится за игрушки, говорите ему прекратить, от такого стресса ребёнок чувствует себя ещё хуже, безопасность совсем ускользает от него, и он цепляется за машинки ещё сильнее, а вас это, в свою очередь, ещё больше напрягает…

В обоих случаях получается замкнутый круг. Чем больше внимания вы обращаете на машинки, тем сильнее ребёнок за них цепляется. Попробуйте, немного снизить свою тревогу в этом месте, это очень поможет и вам, и мальчику.

2. По поводу страха перед агрессивными, активными людьми.

Обычно чем старше становится ребёнок, тем смелее он идёт в мир и тем легче выдерживает разные проявления других людей.

Но есть детки с высокой чувствительностью, которым чисто теоретически это сложно даётся. Это нужно учитывать и признавать: не требовать быть смелым, а озвучивать: «Ты испугался, вижу. Та девочка бежала и кричала, так громко, что стало страшно. Я с тобой. Давай обниму». Так вы демонстрируете ребёнку, что бояться можно и, что очень важно, страх не разрушает, он обязательно пройдёт, и можно будет продолжать действовать.

И плюс, любые формы поведения ребёнок сперва отыгрывает дома. Отношения с родителями для него – как площадка для тестирования своих умений и способностей.

Поэтому «отработка» навыков самостоятельного поведения и защиты своих границ всегда начинается с семьи. А именно – с возможности ребёнка на вас злиться, вам перечить, при вас протестовать и вам говорить «нет». Это может слышится немного необычно, но это правда важно. Если дома ребёнку запрещают проявлять волю, если у него совсем нет выборов (что есть, что надевать, что смотреть, во что играть и с кем), если все его желания не берутся в расчёт, он не сможет проявить самостоятельность и силу на улице.

Чем больше свободы (в рамках возрастных границ) у ребёнка есть в отношениях и в общении с вами, тем потихонечку смелее и решительнее он будет и за пределами семьи.

Попробуйте обращать внимание на такие моменты. И помнить, что бояться агрессивных и активных детей – нормально. Просто это правда страшно, громко и непонятно, чего от них ждать. Но вашему сыну всего 3 года, у него ещё очень много времени впереди, чтобы научиться и постепенно «идти в мир».

Желаю вам удачи. Всего доброго.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»