Вопрос специалисту

Ребёнок - молчун в обществе

Ребёнок - молчун в обществе

Здравствуйте! Сыну 6 лет, с 2,5 лет он ходит в детский сад. Проблема состоит в том, что он совсем там не разговаривает, ни с воспитателями, ни с детьми. Но при этом ему очень нравится ходить туда, дружит, играет со всеми хорошо, но молча, выполняет все задания. На праздниках, когда все дети поют, он, естественно, стоит молчит. И так же с остальными людьми, кого редко видит, даже родные тети, дяди, он при них молчит. Дома он обычный ребенок, болтает без конца, придумывает игры, умеет считать, писать, читать и т.п. А в обществе молчун. На любые разговоры о том, что нужно разговаривать, обижается, начинает плакать, говорит "не хочу" и всё. Через год идти в школу, там обещает, что начнет говорить. Ранее обращались к психологу только в дет.саду, но она тоже не знает, как ему помочь, занимается с ним, ей он отвечает шепотом на её вопросы. Была мед.комиссия в саду, и психотерапевту он также не ответил ни на один вопрос.

Алёна

Алёна, добрый день.

Стеснительность и молчаливость могут быть обусловлены как особенностью конкретного ребёнка, так и спецификой воспитания и общения в семье.

Самые общие рекомендации в данном случае:

1. Не акцентировать всё ваше внимание на сложности.

Часто мы обсуждаем с ребёнком только то, что нас волнует. К примеру, проблемы в саду, плохое поведение, непростые ситуации. А если с ребёнком, по нашему мнению, всё ок, мы уделяем ему меньше внимания.

В таких ситуациях сложность (любая, это стандартный механизм) становится способом обратить на себя ваше внимание и получить заветное тепло.

Проследите, чтобы ваш ребёнок получал достаточно любви и заботы вне зависимости от его поведения. Молчалив он или разговорчив, уверен в себе или застенчив, количество прикосновений, интерес к его жизни и разговоры должны сохраняться на одном высоком уровне.

С другой стороны, когда мы делаем какую-то сложность центром нашего внимания, мы подкрепляем подобное поведение и нивелируем все остальные важные моменты и успехи. Покажите, что кроме молчания вашему ребёнку есть чем заинтересовать вас и за пределами дома.

Молчание ребёнка может тревожить и беспокоить. Но жизнь не ограничивается лишь этим. Самое первое – проследите, чтобы это не было пунктом номер один в характеристике личности вашего сына.

2. Дать больше свободы

Застенчивость и молчаливость могут возникать из-за неуверенности в себе и низкой самооценки. А это, в свою очередь, - из-за особенностей взаимодействия в семье.

Постарайтесь дать ребёнку больше свободы в выборах. Прислушивайтесь к его мнению. Что он хочет надеть, во что играть, что читать, где гулять, какое мороженое съесть.

Создавайте у ребёнка максимальный опыт самостоятельного принятия решений, чтобы он смог увидеть свою силу и компетентность.

При похвале или порицании обращайте внимание, что нам может не нравится только какой-то поступок. Но он не определяет личность ребёнка. Хорошо прочитанное стихотворение – это не стимул говорить, что он умница. Это стимул сказать, как вам нравится, что он его прочитал. А умницей для вас он является всегда, при любом раскладе, о чём стоит упоминать вне зависимости от обстоятельств.

Так же работает и выражение вашего недовольства. При ошибке или плохом поведении вы можете сказать, что вы недовольны тем-то, что то-то вам не понравилось, что вы считаете это неправильным и предлагаете что-то обсудить или переделать.

Но ни один поступок не делает вашего сына плохим или недостойным вашей любви.

3. Разговаривайте с сыном.

Не старайтесь выжать из него слова в любых обстоятельствах, особенно если ему это даётся тяжело. Однако если вы замечаете, что мальчик в хорошем настроении и готов делиться, - слушайте его, интересуйтесь, задавайте вопросы.

Хорошо, если после прогулок или вечером после детского сада вы будете обсуждать, как прошёл его день, что нового он видел, что ему понравилось за сегодня.

Чем больше искреннего интереса к его жизни видит ваш ребёнок, тем более уверенным и раскрепощённым он становится. Потому что внутри будет закладываться фундамент под эгидой «я ценен, я имею право жить и выражать себя». Покажите, что слова ребёнка важны для вас.

4. Учитывать личностные особенности.

Все люди разные. Кому-то нравится говорить, а кому-то нет. Не существует какого-то единого критерия «правильного» человека. И вполне вероятно, что разговор – не самое любимое занятие вашего сына.

Если вы будете держать в голове и этот момент, сложность в вашей жизни потеряет накал. А чем меньше напряжения ребёнок чувствует в вас и в себе соответственно, тем легче и свободнее ему живётся. На внешних коммуникациях это тоже обязательно отразится.

Как я и сказала, это лишь общие рекомендации. Потому что сложно сказать, что именно в вашем случае провоцирует подобную ситуацию.

Кроме соблюдения указанного выше, я рекомендую вам ознакомиться со следующими материалами на нашем Портале:

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/zastenchivyy-rebenok-kak-pomoch-rebenku-preodolet-stesnenie/

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/pochemu-molchit-rebenok/

Плюс, в вашем случае, действительно, важна работа с психологом. Но это должны быть не разовые консультации, а серия встреч. Потому что минимум первые 3-4 сессии у специалиста уйдут на то, чтобы установить с ребёнком доверительные отношения, продемонстрировать свою безопасность и, благодаря этому, создать атмосферу, в которой ребёнок почувствует себя свободнее. А значит, сможет говорить.

Работа по улучшению ситуации может начаться только после этого. От 1-2 встреч с психологом будет не очень большой эффект. Без создания контакта и настройки друг на друга не обойтись. На нашем Портале вы можете найти адреса и контакты бесплатных психологических служб в вашем городе - https://www.ya-roditel.ru/map/.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»