Вопрос специалисту

Ребёнок наблюдает за другими в ущерб собственной деятельности

Ребёнок наблюдает за другими в ущерб собственной деятельности

Добрый день. За своей дочкой уже в 1,5 года заметила стремление наблюдать за другими детьми при выполнении каких-либо заданий в ущерб собственному их выполнению. То есть: все дети делают аппликации, она наблюдает за ними, но сама не делает. И так было всегда. И вот ей уже 4 года, с удовольствием ходит на художественную гимнастику. Но уже и тренер жалуется, что дочка постоянно отвлекается на других. В раздевалке детсада не сама одевается, а смотрит, как это делают другие. Меня это волнует, и кажется неправильным. Что мы как родители упустили, и нужно ли с этим что-то делать? Спасибо.

Елена

Елена, добрый день!

В раннем возрасте, лет до 3-х, стремление ребёнка наблюдать за действиями других людей совершенно естественно. Это период, когда дети учатся обращаться с предметами, манипулировать ими. Этот процесс происходит по типу подражания: смотреть, как делает взрослый, как делают другие дети, чтобы потом начать по образу и подобию делать самому.

Иногда процесс наблюдения может идти в ущерб деланию. Ребёнок может долго-долго смотреть, как же нужно ставить руки, класть бумагу, орудовать ножницами. Словно раз за разом проигрывает в голове, чтобы уж точно впечаталось в память.

Есть моменты, которые мешают ребёнку приступить к действию. К примеру, страх, что не получится. Часто в опыте ребёнка в этом случае есть либо завышенные требования к нему, либо катастрофизация ошибки, либо отсутствует поддержка со стороны взрослого, когда что-то не получилось.

Страх ошибки перерождается в страх начать действие. Потому что последствия могут быть непереносимыми, а может, мама будет ругаться. И тогда лучше долго смотреть, как делают другие, чтобы точно понять. А иногда и вовсе, просто смотреть, но не делать самой.

И тогда такое поведение остаётся с ребёнком по жизни.

В этом случае, вы наверняка заметили, стоит откорректировать своё взаимодействие с ребёнком по трём аспектам:

1. Требования к результату работы должны быть адекватными (конечно, прыгать от радости, что нарисовала в тысячный раз треугольник, не надо, но и ждать, что сделает всё идеально и лучше всех, тоже не стоит, ценится уникальность работы);

2. Ошибки не должны быть катастрофой (все люди ошибаются, это часть жизни, очень часто это чему-то учит, иногда – просто факт, это можно пережить – обо всём этом важно помнить самой, в отношении себя, и вербально и невербально передавать этот посыл дочке);

3. Ваша помощь ребёнку в ситуации неуспеха – поддержать её чувства, выслушать, что пошло не так, озвучить эмоции, обнять, сказать, что, мол, да, плохо/больно/страшно, я с тобой, я здесь, я рядом.

И это – одна сторона ситуации.

Но могут быть и другие причины такого «залипания». Какие-то особенности вашей дочки, необязательно нарушения развития, а именно особенности. Все люди вокруг разные. Кто-то шустрый и быстрый, сегодня – здесь, завтра – там. А кто-то, наоборот, медленный и обстоятельный, долго готовящийся, всё обдумывающий. Даже по темпераменту такие люди отличаются, а в его основе – скорость нервных процессов в головном мозге, т.е. физиология.

И в этом случае очень важно понимать, что ваша дочка такая. Не требовать от неё скорости (даже если медлительность злит, можно попросить, можно где-то помочь, если время совсем поджимает), понимать, что на действие нужно время.

Возможно, если вы замечаете за дочкой ещё какие-то настораживающие вас особенности, имеет смысл обратиться за консультацией к детскому клиническому психологу. Но один лишь факт наблюдения за другими не говорит о наличии нарушений. Поэтому присмотритесь внимательно, есть ли ещё что-то в ребёнке, что вас может настораживать. Или уже давно настораживает, но вы словно бы не обращали на это внимание.

И ещё один вариант – поговорить с дочкой. Спросить, почему так долго наблюдает за всеми, о чём думает. Быть может, она действительно глубоко о чём-то задумалась, а кажется, словно наблюдает. Проводите с ребёнком больше времени, если это возможно, обсуждайте что-то, рисуйте, лепите. Просите её научить вас сделать что-то, те же самые движения из гимнастики. Всё это возвращает потихоньку в реальный мир, где хорошо и уютно, потому что рядом мама и она всегда позаботится.

Ну и последнее. Жалоба тренера о том, что дочка отвлекается, может быть рассмотрена вами. Потому что ребёнок такой, да, смотрит на других. К слову, в 4 года отвлекаться – вполне естественно для детей. Если четырёхлетка не отвлекается, не шумит, не бегает, не «срывает дисциплину» - это вызывает гораздо больше опасений.

И здесь вы можете пообщаться с дочкой о гимнастике, как-то замотивировать, показать красивые выступления, купить куколку-гимнастку. Возможно, попросить тренера поставить девочку в первый ряд, чтобы не было возможности отвлекаться на других.

А можете оставить ситуацию с дисциплиной и занятиями исключительно тренерской ответственностью, и это тоже будет хорошо и правильно. В конце концов, увлечь ребёнка на занятиях – задача именно преподавателя. В 4 года зоны мозга, ответственные за самоконтроль, ещё очень незрелы, ребёнок акцентирует внимание только на том, что для него интересно, на игре. И преподаватель для детей этого возраста должен это учитывать и по-особенному выстраивать систему занятий.

Главное, чтобы девочке было комфортно, и она развивалась.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»
Комментарии:
CAPTCHA