Вопрос специалисту

Ребёнок плачет по полдня в саду

Ребёнок плачет по полдня в саду

Ребенок начал ходить в муниципальный детский сад. Заходя в группу, где дети завтракают, ребёнок разворачивается и идёт ко мне обратно, и начинается истерика, приходится двум воспитателям удерживать моего сына, пока я не уйду. Утром просыпается нормально, идя по дороге в сад, идем, заходим в здание садика, и даже сам раздевается и складывает вещи в свой ящик, и нет ни слёз, ни истерик. Воспитатель рассказала,что сын плачет полдня. С прогулки несколько раз пытался убежать. Вечером, когда я его забираю, не хочет уходить. Меня беспокоят его истерики, которые происходят по утрам. Его психика.

Галина

Здравствуйте, Галина!

Предполагаю, что сейчас для вашего ребёнка два кризиса наложились на один период. И от этого ему самому тяжело, тревожно. Словно кипящий вулкан внутри. При этом мозговые структуры, ответственные за самоконтроль, анализ и самосознание, развиты ещё очень слабо. А значит – вулкан прорывается вовне, на вас, в поиске понимания и какого-то успокоения.

С одной стороны, 3 года – важный этап, происходит «рождение личности». Ребёнок открывает для себя, что он вообще-то – отдельный от мамы человек, а значит может быть самостоятельным и независимым. Это, в свою очередь, тянет за собой протесты, негативизм, частые истерики, «я сам», «не хочу, не буду» и все остальные «прелести». Родителям прожить это время бывает сложно, особенно сохранив самообладание и терпение. Но если занять взрослую позицию и изучить специфику возраста, многое встаёт на свои места, приходит понимание, что сейчас происходит с ребёнком и как в сложившихся условиях лучше себя вести (а лучше всего – понимать, сочувствовать, учить эмоциям, договариваться, давать больше свободы, учитывать мнение ребёнка, оставлять за ним право выбора).

Предлагаю вам ознакомиться с материалом о кризисе 3-х лет по ссылкам:

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-spravitsya-s-krizisom-trekh-let-u-rebenka/

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/krizis-trekh-let-kak-ne-soyti-s-uma/

И этим фактом можно объяснить, почему ребёнок всё же спокойно идёт в сад и не хочет из него уходить. Сад – это место, где он учится ладить с миром без помощи родителей, где можно быть самостоятельным, проявлять себя таким, какой есть, перед другими людьми.

Адаптация в детском саду также может провоцировать кризисные моменты. Для ребёнка, впервые попавшего в ДОУ, нормально скучать по маме, плакать, хотеть обратно. Всё же раньше вы были вместе, вы всё ещё являетесь для него самым важным человеком в мире. И конечно, находиться вдали от такого человека будет больно, тяжело. При этом переживать такие тяжёлые эмоции ребёнок ещё не умеет. И здесь ваша задача – помочь.

Во-первых, обратите внимание, как именно происходит момент разлуки. Одно дело, если вы просто говорите «ну пока, веди себя хорошо» и уходите, а воспитатели насильно, сухо держат и уводят. Другое, если хотя бы один из них подключается в процессе переодевания, радуется, что малыш пришёл сегодня в сад, говорит, как рад его видеть, обнимает, отвлекает, утешает (между насильным удержанием и утешением есть очень большая разница, особенно в тепле, которое передаётся ребёнку). А вы, в свою очередь, говорите, что уходите, но будете скучать и скоро обязательно вернётесь.

Постарайтесь немного изменить с этой точки зрения момент расставания. Вселите в ребёнка уверенность, что вы вернётесь, что думаете о нём, даже когда не вместе, что уверены, его ждёт весёлый и интересный день, а вечером вы встретитесь (а ещё будут выходные, когда вообще весь день будете рядом!).

Попросите воспитателей войти в положение и помочь вашему сыну адаптироваться, потому что, судя по обращению, на данный момент всё происходит не очень гладко. Это нормально, как я говорила, адаптация может длиться от недели до месяца (иногда и до 2-х), но всё же бережность и чуткость взрослых, оказавшихся рядом с ребёнком, очень сильно упрощают ему жизнь.

Второй очень важный момент – проговаривайте чувства ребёнка. Не запрещайте плакать, переживать, злиться, грустить. Озвучивайте, что с ним происходит («я вижу, как тебе грустно, знаю, что ты не хочешь меня отпускать, понимаю тебя, я сама буду скучать по тебе очень сильно»). Обнимайте, гладьте по спинке и макушке. И говорите, что очень любите, сейчас вам пора идти, но скоро вы вернётесь и принесёте кое-что интересное.

Конечно, мои рекомендации не являются «волшебной таблеткой» от детской истерики и слёз. Но если вы будете придерживаться подобной линии поведения, раз за разом оставаться тёплой и не терять контакт с ребёнком, успокаивать его и вселять веру, что день будет хороший и без вас, что его ждут интересные дела, со временем накал страстей поубавится. И как очень важный плюс, в ребёнке постепенно будет расти уверенность, что мама его любит, даже если не рядом, что ему есть на что опереться в себе, но если что – вы всегда придёте на помощь, никогда его не бросите и не оставите одного.

Третий момент касается того, чтобы принести что-нибудь интересное в конце дня малышу. Это может быть красивый осенний листик, смешной ластик в форме зверька, цветочек и т.д. Любая мелочь, которая будет говорить ему «мама думала обо мне, она скучала и не забывала меня». И конечно, здорово, если вы сами это скажете в конце дня.

И четвертый пункт: попробуйте ввести ритуал прощания. К примеру, оставить в ладошке сына поцелуй, который будет согревать его весь день и напоминать о вашей любви и постоянстве. Разложить по карманам обнимашки, чтобы, если будет грустно и захочется к маме, а конец дня ещё не скоро, он мог сунуть руки в карманы и почувствовать ваше тепло. Всё это также поможет продержаться, успокоиться, переключиться на события дня и дождаться вашего прихода.

А ещё, в конце дня попросите рассказать, что было интересного в саду. Конечно, он скучал и хотел обратно. Но что было ещё? С кем он там подружился? В какие игры играл? Какие интересные игрушки у него там были? Что мастерили? Как проходили прогулки? Эти вопросы помогут вам понять, насколько атмосфера в саду комфортна для ребёнка и нравится ли ему там быть. А также сместят его фокус с переживаний о вас на происходившее в течение дня.

Можно предложить утром, перед вашим уходом, запомнить всё, что будет происходить, чтобы потом рассказать. Вам же не всё равно, вы хотите знать, как проходит его жизнь, когда вас нет рядом (это тоже хорошо бы упомянуть). И опять же, ребёнку так будет легче переключиться на события, которые ждут его в саду. 

Если ситуация не наладится в течение месяц, обратитесь к штатному психологу. Он в любом случае должен был посмотреть ребёнка. И сможет оказать помочь.

Конечно, главное – ваши тепло, поддержка и забота. Благодаря им, я уверена, в конце концов всё получится и накал страстей потихонечку пойдёт на спад, оставив место для радости и новых самостоятельных открытий.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»