Ксения, здравствуйте!
Как Вы знаете, готовность ребёнка к школе складывается из нескольких составляющих:
- Выраженного желания учиться, т.е. сформированной в процессе дошкольной жизни мотивации, что учёба – это интересно, статусно и очень желаемо;
- Наличия определённого запаса знаний о мире, умения выстраивать элементарные логические связи;
- Определённого уровня речевого развития;
- Умения общаться со сверстниками;
- Возможности понять социального роль учителя как старшего, кого нужно слушать и слушаться;
- Преодоления эгоцентрической установки (иначе говоря, ребёнок перестаёт считать себя лучшим во всём, способен увидеть и понять другую точку зрения);
- Определённого уровня развития памяти, мышления и воображения;
- Возникновения произвольного поведения;
- Определённого уровня физического развития.
Всё это, при равномерном и плавном дошкольном развитии, в идеале, должно естественно складываться в психике ребёнка. Однако далеко не у всех детей к 6-7 годам складывается школьная мотивация и формируется готовность к школьному обучению. И это нормальный процесс, многие семьи сталкиваются с этим.
У ребёнка могут быть свои личностные особенности, из-за которых он немного «пробуксовал» в дошкольном возрасте. Кроме того, мозг каждого ребёнка может иметь свои особенности в развитии, которые также могут задержать становление школьной мотивации и развитие школьных навыков.
Согласно Вашему сообщению, ведущей деятельностью ребёнка всё ещё является игровая. Можно предположить, что готовность к переходу к учебной либо ещё не сформировалась, либо находится на самой начальной стадии своего развития.
На сегодняшний момент считается, что если ребёнок не готов к школе, то лучше подождать ещё год. В этом мнении сходятся и детские психологи, и психофизиологи, и нейропсихологи, занимающиеся детьми с трудностями в обучении. Как бы нам ни хотелось отдать ребёнка в школу, особенно если его возраст уже нормативен для начала обучения, важно помнить, что, если он не готов, он неизбежно будет отставать и сталкиваться с большим количеством трудностей. Если учебная деятельность не сформирована, то в школе огромная доля сил уйдёт на её формирование, а не на обучение как таковое. Если мозговые структуры, отвечающие за волевые процессы, ещё недостаточно развиты, Вашего ребёнка ждёт отвлекаемость, проблемы с концентрацией внимания. А учитывая, что желания учиться нет, она не будет стараться это преодолеть.
Безусловно, в дошкольном возрасте, особенно в периоды кризисов (а 7 лет – это кризисной период), все изменения происходят очень быстро, скачками. Складывается ощущение, что ничего не было, но в самый короткий промежуток дети способны сделать очень большой рывок в развитии, благодаря той почве, что закладывалась в них всё это время.
Однако если Вы приближаетесь к концу учебного года и понимаете, что ребёнок не готов, лучше дать ему ещё немного времени дорасти до обучения, чем заставлять заниматься, тем, что не только не нравится и не интересно, но и для чего мозг пока недостаточно созрел.
В дополнение к стандартной подготовке к школе могу посоветовать включать игры на произвольную саморегуляцию. К примеру, «да\нет не говори», «чёрное-белое не говори». Будут полезны игры с мячом и обязательным соблюдением правил: к примеру, ловить мяч при определённой букве, а при остальных отбивать. Всякая деятельность, направленная на развитие самоконтроля, поможет лучше адаптироваться к школе.
Кроме того, важно формировать у ребёнка интерес к школе – обсуждать её занятия, инициировать и поддерживать познание окружающего мира, приобщать к культуре и новым знаниям. Хорошо делать это на своём примере – дети тянутся за Вами, Ваши интересы и увлечения – это стимул для увлечений Вашего ребёнка.
При необходимости, можно проконсультироваться с детским нейропсихологом. Специалист оценит зрелость мозговых структур и даст рекомендации по дальнейшему развитию высших психических функций.
Из литературы очень хочется порекомендовать М.М.Безруких «Как наблюдать за развитием ребёнка» и другие её пособия. Все они написаны на базе Института возрастной физиологии РАО и содержат в себе анализ и рекомендации исключительно с научной – физиологической и психологической - точки зрения, в том числе по поводу готовности к школьному обучению.
Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»