Возраст ребёнка: 8
Сын сказал, что мы плохие родители
Мой 8-летний ребенок не хочет ходить в школу. Сейчас он во втором классе, ситуация немного улучшается. Уже протесты против школы не такие яркие, как были в 1-м классе.
Сегодня перед сном он сказал, что мы плохие родители, раз водим его в школу, и что он уйдет от нас жить в лес. Я спросила - а каких же родителей ты бы хотел? Он ответил - богатых! Может, это детская позиция, но мне стало очень обидно. Мы нормально живём. У него все необходимое есть. Почему он так говорит?! Помогите, пожалуйста.
Здравствуйте!
Похоже, слова вашего ребёнка задели вас. Я очень сожалею: и тому, что на данный момент ребёнку непросто даётся ходить в школу, и тому, что его нежелание выражается вот в таких неприятных фразах в вашу сторону.
Сперва откликнусь на то, что ваш мальчик хотел бы других родителей. Постарайтесь, пожалуйста, не воспринимать эти слова за чистую правду. В 8 лет мышление ребёнка сильно отличается от мышления взрослого, у него ещё нет осознанности, он не умеет планировать, строить прогнозы на будущее, эмпатично реагировать на чужую боль. Его слова о других, более богатых родителях, скорее всего, - лишь отражение чувств (например, злости на что-то, грусти). Мы, взрослые, можем заметить, как говорим что-то «в сердцах», у детей же навык оттормозить себя и задуматься о значении своих слов только развивается.
Я предполагаю, что в тот момент ваш мальчик был очень расстроен и выразил это через подобный посыл. И вместе с тем он, вероятнее всего, чувствует себя достаточно комфортно рядом с вами, доверяет вам, уверен в ваших отношениях, раз может сказать такие честные признания. Как ни парадоксально, для меня это фраза звучит как показатель надёжности ваших отношений. И плюс - его непростых эмоциональных состояний.
Возможно, в тот момент можно было откликнуться, например, сказать: «Ничего себе. Мне было бы очень больно, если бы ты не был моим сыном, был бы чьим-то чужим сыном. Я же тебя люблю. А что бы тебе дали богатые родители?» Так вы бы и сказали о своих чувствах (но что важно – без обвинения и критики в адрес ребёнка), и попробовали бы разузнать, что скрывается за таким желанием ребёнка.
То же самое важно сделать и относительно школы: нелюбовь к ней может иметь причину. Например, ребёнку могут тяжело даваться предметы: и тогда это запрос на вашу помощь в освоении программы или на консультацию с нейропсихологом для того, чтобы помочь ребёнку доформировать психические функции, необходимые для обучения. Или же ребёнку не удаётся найти в школе друзей: тогда важно развивать его коммуникативные навыки, помогать встроиться в коллектив. Или же у него сложности с режимом: тогда важно обратиться ко врачу и лучше следить за режимными моментами в жизни ребёнка. Или же есть какая-то другая причина, которая не позволяет ему найти в школе для себя что-то ценное.
Может помочь и поиск интересов: что в школе вашему мальчику может понравиться, что его увлечёт. Если обучение – это лишь скучная «обязаловка», то ходить в школу будет очень тяжело.
На мой взгляд, чтобы решить проблему, нужно провести большое исследование того, что именно не нравится ребёнку, с какими сложностями он сталкивается, чего ему не хватает для решения этих сложностей. И постепенно подращивать интерес к обучению и знаниям, в том числе через внутрисемейную активность: совместное чтение книг, изучение чего-то, посещение квестов в музеях, тематические настольные игры и т.д., - а также через ваши собственные ценностные ориентации. Ребёнок должен видеть, что вы сами любите учиться, что часто читаете, интересуетесь чем-то. Без подкрепления с вашей стороны, через ваш пример ценность обучения не сможет прижиться.
Желаю вам удачи! Всего доброго.
Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»