Добрый день! Моему сыну 8,7. Пойдёт в 3 класс. Проблема в том, что не хочет учиться, делать уроки. Когда садимся за уроки, он весь извертится, находит кучу причин, чтобы оттянуть время и ничего не делать. 5 минут поделает, потом начинает истерить, говорит что устал, что не хочет. Всё что делает, делает не обдуманно, не хочет понимать и разбираться, как что именно делать, т.е. делает, чтобы от него отстали. В школе учитель тоже жалуется, что не слушает на уроке, вертится. Учитель делает замечание, а он не регагирует. Как сделать, чтобы у него появилось желание на учёбу? И ещё одна проблема: он не хочет спать один, говорит, что боится. Как приучить спать одного?
Здравствуйте, Юлия. Часто желание учиться – это вообще вопрос мотивации и возможности регулировать своё поведение. К 7 годам лобные доли, отвечающие за эту способность, должны развиться настолько, чтобы ребёнок мог быть усидчивым, просидеть за партой, слушать учителя, хотел заниматься учебной деятельности как новым, интересным видом активности. Всё это связано со взрослением. Однако если учебная мотивация у ребёнка не сформировлась, а лобные доли недостаточно созрели для того, чтобы удерживать внимание, мы получаем такую картину, как описали вы: импульсивность, отвлекаемость, нецеленаправленность деятельности, неспособность удержать инструкцию, снижение мотивации и критики к результатам. Это не так страшно, как может показаться, и поддаётся коррекции. Главное, что вы вовремя заметили тревожные звоночки и готовы помочь вашему сыну стать более собранным и самостоятельным. В вашем случае я очень рекомендую проконсультироваться у детского невролога и нейропсихолога. Невролог исключит органические проблемы или, при необходимости, назначит поддерживающую терапию (важно посетить квалифицированного детского невролога, посмотреть сначала на отзывы). как ребёнка. Будьте внимательны, проникнитесь его миром. Поймите, что тревожит, и тогда ваше материнское сердце подскажет, где искать решение проблемы. Иногда для улучшения сна достаточно снизить гра Здравствуйте, Юлия. Часто желание учиться – это вообще вопрос мотивации и возможности регулировать своё поведение. К 7 годам лобные доли, отвечающие за эту способность, должны развиться настолько, чтобы ребёнок мог быть усидчивым, просидеть за партой, слушать учителя, хотел заниматься учебной деятельности как новым, интересным видом активности. Всё это связано со взрослением. Однако если учебная мотивация у ребёнка не сформировлась, а лобные доли недостаточно созрели для того, чтобы удерживать внимание, мы получаем такую картину, как описали вы: импульсивность, отвлекаемость, нецеленаправленность деятельности, неспособность удержать инструкцию, снижение мотивации и критики к результатам. Это не так страшно, как может показаться, и поддаётся коррекции. Главное, что вы вовремя заметили тревожные звоночки и готовы помочь вашему сыну стать более собранным и самостоятельным. В вашем случае я очень рекомендую проконсультироваться у детского невролога и нейропсихолога. Невролог исключит органические проблемы или, при необходимости, назначит поддерживающую терапию (важно посетить квалифицированного детского невролога, посмотреть сначала на отзывы). Нейропсихолог – специалист, оказывающий помощь в нормализации работы головного мозга. Работа с нейропсихологом обычно длится долго, но при соблюдении всех рекомендаций приводит к очень хорошим результатам. Посещение врачей и специалистов стоит совмещать с изменением атмосферы дома. Любая мотивация, желание что-то сделать, рождается из потребности – ощущения недостатка чего-то важного в жизни. Часто наше стремление обеспечить ребёнка всем самым лучшим, сделать его счастливым, а его жизнь лёгкой играют с нами злую шутку. Если объяснить на простом примере: сложно понять, что такое голод, если кормят всегда по расписанию. Места для ощущения своей потребности просто не остаётся. Это не значит, что плохо иметь режим дня, как ни странно, он тоже очень важен для здоровья мозга. Но в этом режиме дня всегда должно быть место для пустоты – отсутствия еды, опёки, электроники, должно быть место для скуки. В пустоте, скуке, дефиците человек сталкивается с самыми важными вещами. Он начинает прислушиваться к себе и разбираться, что именно сейчас ему хочется и нужно. Поэтому эта рекомендация очень важна: обеспечьте своему сыну в жизни место для пустоты. Стоит свести к минимуму все компьютеры, телевизоры, гаджеты (будет тяжело, да, будут истерики), потому что они очень расслабляют, в них не нужно напрягаться, искать пути решения, осознавать свои желания. На время они должны быть максимально исключены из жизни. А дальше осознанно создавайте дефицит, не удовлетворяйте потребности ребёнка, когда вам кажется, что они у него есть, но он о них ещё не заявил. Не давайте есть, пока не проголодается. Не настаиваете на какой-то одежде, пока сам не поймёт, что холодно. Это может звучать жестоко. Но это важно, потому что, как я говорила, потребности и мотивация живут в лобных долях. И они подстёгивают их развитие. Без дефицитов в жизни ребёнок просто не сможет ощутить себя. Только чувство «что-то не так, мне что-то нужно, нужно понять, что именно» даёт возможность понять себя, учиться заботиться о себе самостоятельно, брать ответственность за свою жизнь. Немного об исключении гаджетов. Был случай, когда истерики и страдания младшей школьницы после такой серьёзной меры пресечения преобразились в то, что она сама стала рисовать свою компьютерную игру. В альбоме для рисования, карандашами. И это в итоге не только её захватило, но и заразило полкласса. Попробуйте использовать это как пример. В готовые игры играть нельзя, но в созданные сыном – можно. Что он хочет придумать? Как это видит? Какие будут герои, какая вселенная? Или, быть может, настольная игра? Помните, что ответы на эти вопросы не приходят к ребёнку тут же, как только лишили компьютера. Сначала будет этап переживаний и страданий. И тут важно ваше эмпатическое слушание, поддержка, материнское тепло, но стойкость и непреклонность. Озвучьте сыну, что понимаете его, да, отказаться от всего этого будет тяжело, но так сделать нужно, потому что вы переживаете за него и очень хотите видеть его более радостным и счастливым, с гаджетами так явно не получается. Говорите, что понимаете его боль, что вы рядом, что готовы проводить вместе время. Интересуйтесь, чем бы он хотел заняться. Всё это требует вашего терпения. И ребёнку будет нелегко в такой ситуации фрустрации. Но оно того будет стоить, это очень важный шаг. Учебная мотивация формируется на основе созревания интересов, желания стать взрослее – это результат созревания мозга. А ещё ей очень помогает ваш пример. В первую очередь, ребёнок смотрит на вас, а уже потом слушает. Так что и вам придётся изменить режим – меньше уходить в телефон, больше быть рядом с ним, читать при нём, смотреть познавательные передачи (программы о живой природе, к примеру), рассказывать увлекающие вас вещи. Постарайтесь с позиции мамы-учителя и мамы-карателя встать в позицию мамы-наставника и помощника. Той, кто всегда готова поддержать и увлечь за собой в этот удивительный и непознанный пока ещё вашим сыном мир вокруг. Восхищайтесь чем-то сами, и сын однажды заразится этим. Узнавайте его интересы. Как он проводит обычно своё свободное время? Что его в этом привлекает? Почувствуйте, какая потребность стоит за этим. Как иначе можно получить те же эмоции? Что можно придумать или изобрести? Что мешает для этого, каких знаний не хватает? Во время выполнения домашнего задания договоритесь о перерывах. К примеру, 20 минут делаете, 5 отдыхаете. Тем самым ребёнок будет знать, что его «мучения» (а пока учёба не получается, это самое настоящее мучение) будут иметь конец. Будет учиться терпеть, держать внимание. Всё перечисленное мной – хорошие инструменты. Но они не заменят нейрокоррекции и консультации врача, помните об этом. Плохой сон ребёнка часто является результатом тревожности. Кроме того, что на приёме у доктора об этом обязательно нужно упомянуть, в ваших силах вновь обратиться к ситуации в семье. Что сейчас происходит в доме, что там страшно спать? Что может испытывать ваш сын, когда остаётся один на один в темноте? Обычно детские страхи к этому возрасту уже проходят. Вы можете вместе нарисовать ситуацию со сном, его страх. Придумать какого-то героя, который также боялся спать один, сочинить его историю и при этом внимательно слушать сына – история героя будет его историей, его проблемами. Творчество, изобретательство, придумывание сюжетов – это тайные ключики к тому, что творится в душе ребёнка. Будьте внимательны, проникнитесь его миром. Поймите, что тревожит, и тогда ваше материнское сердце подскажет, где искать решение проблемы. Иногда для улучшения сна достаточно снизить градус требований и напряжения в семье, иногда посетить детского психолога, чтобы ребёнок глубже проработал свои страхи. Данные мной рекомендации помогут наладить контакт с ребёнком, позаботиться о его состоянии. Но не забывайте, что необходимость дефицита в жизни вашего сына может касаться всего, чего угодно, кроме вашего тепла и любви. Этого всегда должно много – уважения, принятия, внимания, объятий и поглаживаний, доброжелательных разговор и искреннего интереса. Ведь каждый ваш шаг продиктован желанием помочь. А это всегда идёт от сердца. Заполните создаваемую вами пустоту в жизни сына вашей любовью и поддержкой. И тогда жить уже станет немного легче.