Вопрос специалисту

Ребёнок не хочет развиваться

Ребёнок не хочет развиваться

Добрый день! Болит душа за дочку, 4 года. Это мой средний ребенок. Суть проблемы - она не развивается и не хочет. Не может строить длинные предложения, очень плохая память, не может выучить элементарный стишок, не любит, когда я ей читаю, начинаю с ней заниматься - через две минуты ложится на пол и скучает, не вникает. Не задает вопросы. 


Меня убивает это равнодушие к развитию... Я боюсь за ее будущее. Пойдем к неврологу, чтобы он назначил препараты для развития памяти. Мне никто не может дать гарантию, что все нормализуется у нас. Еще мама моя постоянно нагнетает: "Это ненормально, веди ее к психиатрам, неврологам, над ней будут в школе смеяться и т.д." Каково мне слушать такое? Я люблю ее, хочу ей помочь, но чувствую свое бессилие, не знаю, что делать? За что браться?

Здравствуйте.

Чтобы понять, как развивается ребёнок, нужно провести диагностику. Это невозможно сделать дистанционно. Это возможно сделать только очно: у невролога и детского психолога (или нейропсихолога).

На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в вашем городе: https://www.ya-roditel.ru/map/.

Но важно идти ко врачу (или другому специалисту) не с мыслью, что вашему ребёнку обязательно нужны препараты, потому что с ней что-то не так, а со своими ощущениями, мыслями и опасениями. И вот почему:

Ведь дело не в том, что «ребёнок не развивается» (явно развивается, если она умеет держать голову, ходить, говорить и понимать ваши слова), а в том, что вы хотели бы чего-то другого: больше и лучше.

Иногда мы предъявляем миру и окружающим нас людям, в том числе детям, определённые требования, причём из благих намерений. Мы хотим, чтобы они росли здоровыми, умными, способными. Мы хотим, чтобы они добились определённых успехов в будущем.

И порой за этими требованиями мы теряем контакт с реальностью и с тем, как действительно может развиваться ребёнок, и что в каком возрасте является нормой для него.

Есть несколько книг М. М. Безруких (директор Института возрастной физиологии Российской академии образования), которые полезно почитать, чтобы лучше ориентироваться в закономерностях развития. Например, «Как наблюдать за развитием ребёнка».

Дело в том, что мозг человека созревает медленно и не совсем равномерно. Малыш рождается с большим количеством нервных клеток, и очень постепенно между ними появляются связи. Появляются они за счёт взаимодействия с окружающей средой и общения с родителями (или заботящимися о нём взрослыми).

Сперва зреют более старые структуры, которые достались нам от очень далёких предков. После – структуры, отвечающие за восприятие (зрение, слух, обоняние) и моторную деятельность (движения, от грубых до более тонких, в том числе в пространстве).

И в самую последнюю очередь дозревает префронтальная кора больших полушарий – область мозга, которые отвечает за регуляцию деятельности и самоконтроль. Если проще, это зона ответственна за возможность собой управлять и себя остановить.

Эти структуры заканчивают своё созревание к 21-25 годам. Очень поздно.

6-7 лет – это оптимальный возраст похода в школу с точки зрения физиологии, потому что именно тогда префронтальная кора лобных отделов созревает хоть как-то. Только к этому возрасту ребёнок становится способен сознательно регулировать своё поведение. Только к этому возрасту у него появляется какая-то воля.

До 6 лет произвольность только зреет. И зреет она в ведущих видах деятельности. Вы можете почитать об этом в интернете, посмотреть теорию Эльконина. Она довольно подробно и доступно описана, например, на Википедии.

Я рассказываю вам эту информацию и обращаю к теориям, потому что это важно понимать, когда мы предъявляем требования ребёнку.

В 4 года волевые процессы малыша очень слабые. А ведущая деятельность (та, в которой развиваются ВСЕ психические функции) – это игра. То есть в 4 года ребёнок, который пытается учиться писать или читать (именно пытается, потому что его мозг к этому не готов, у него ещё не сформировалось в достаточной степени зрительно-пространственное восприятие, моторика, слухо-речевая память), будет делать это медленно, с напряжением и плохо. Потому что задача естественной линии развития на этом этапе в другом.

Если в 4 года ребёнок бегает по комнате, играет, бесится, это лучше сказывается на его психике и мышлении. Потому что так он учится управлять телом, ориентироваться в пространстве и т.д.

4-летнему ребёнку развивающие занятия не интересны. И это нормально. Такая ценность появляется годам к 6-7 (и то, если он видит пример взрослых, которых читают книги и чем-то интересуются). Чтобы просидеть на занятиях, нужна произвольная регуляция. Её у него тоже нет. То есть своим вниманием он владеть не может.

Поэтому малыш, которого пытаются развивать, а ему скучно и он сползает под стол в этом возрасте – абсолютная норма.

Если у вас есть желание развивать ребёнка, то лучше делать это через эмоции и игру. Произвольная память в этом возрасте тоже ещё практически не сформирована. Малыш запоминает только то, что вызывает эмоции: интерес, радость, страх, злость. Без эмоций занятия, действительно, будут пустыми и бесполезными.

В детских клубах, которые предлагают развивающие занятия, обычно учитываются такие особенности. Поэтому вы можете увидеть, как маленькие дети, которые вроде как должны что-то учить, почему-то бесятся, прыгают, бегают, кричат, а педагог только управляет этим процессом, но не заставляет никого сидеть. На самом деле, только так в этом возрасте дети могут что-то усвоить. За партой в них ничего не осядет, кроме скуки, отвращения к учёбе и нежелания продолжать.

Плюс, когда мы идём против естественной линии развития, мы оказываем медвежью услугу. Ребёнку приходится включать те зоны мозга, которые ещё не готовы, направлять туда энергию, и из-за этого страдают функции, которые сейчас должны были бы развиваться. Например, речь (и кстати, к 4 годам ребёнок должен говорить много-много простых предложений, но никак не сложноподчинённых, может путать окончания и «заплетаться» в словах), эмоциональный интеллект (один из факторов успешности в современном мире), отношения с другими детьми, полоролевая идентификация.

Именно поэтому важно обратиться к своим представлениям, изучить нормы развития и определиться, что вы сейчас можете требовать от ребёнка, а что нет, потому что ему это физически не под силу. Это всё равно что требовать от взрослого, который не знает нот, играть на фортепьяно – он не сможет, потому что не способен на это, прежде нужно выучить нотную грамоту. Так и с детским развитием: прежде ему нужно набегаться, наобщаться, наиграться, получать от вас максимум тепла и любви, насмотреться на деревья и цветочки, цветные фигурки, нарисоваться, налепиться, и уже только после садиться за парту.

То, что сейчас ваш ребёнок не хочет учиться, вряд ли скажется на его школьных успехах. Проводились исследования: дети, которые умеют хорошо писать и читать до поступления в школу, в процессе обучения не учатся лучше, а вот общение со сверстниками у них складывается даже хуже.

Постарайтесь, пожалуйста, не думать о том, что кто-то будет над ней смеяться, и не всегда слушать тех, кто говорит вам что-то ранящее и обидное. Даже если врачи и психологи найдут какие-то отклонения в развитии вашей девочки, это не значит, что с ней что-то не так. Это не стыдно. И не смешно. Это будет данностью, которую можно корректировать. Сейчас наука в этом достигает больших успехов. И есть множество семей, детки которых, даже с отставанием, достигали хорошего уровня. Главное, если вдруг так сложится, найти хорошего специалиста, которому вы сможете доверять, и следовать его рекомендациям.

В развитии многое зависит от мотивации: делаете ли вы это из любви и заботы, мягко и с пониманием того, что нужно малышке. Или же вы делаете это из страха и осуждения, которые будут негативно сказываться на ваших отношениях с дочкой и вас саму загонят в ловушку невроза.

Поберегите и ребёнка, и себя. Никакие жестокие слова не будут значить больше, чем ваше спокойствие, мудрость и благополучие ваших детей.

Желаю вам удачи, всего доброго.


Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»