Здравствуйте.
Чтобы понять, как развивается ребёнок, нужно провести диагностику. Это невозможно сделать дистанционно. Это возможно сделать только очно: у невролога и детского психолога (или нейропсихолога).
На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в вашем городе: https://www.ya-roditel.ru/map/.
Но важно идти ко врачу (или другому специалисту) не с мыслью, что вашему ребёнку обязательно нужны препараты, потому что с ней что-то не так, а со своими ощущениями, мыслями и опасениями. И вот почему:
Ведь дело не в том, что «ребёнок не развивается» (явно развивается, если она умеет держать голову, ходить, говорить и понимать ваши слова), а в том, что вы хотели бы чего-то другого: больше и лучше.
Иногда мы предъявляем миру и окружающим нас людям, в том числе детям, определённые требования, причём из благих намерений. Мы хотим, чтобы они росли здоровыми, умными, способными. Мы хотим, чтобы они добились определённых успехов в будущем.
И порой за этими требованиями мы теряем контакт с реальностью и с тем, как действительно может развиваться ребёнок, и что в каком возрасте является нормой для него.
Есть несколько книг М. М. Безруких (директор Института возрастной физиологии Российской академии образования), которые полезно почитать, чтобы лучше ориентироваться в закономерностях развития. Например, «Как наблюдать за развитием ребёнка».
Дело в том, что мозг человека созревает медленно и не совсем равномерно. Малыш рождается с большим количеством нервных клеток, и очень постепенно между ними появляются связи. Появляются они за счёт взаимодействия с окружающей средой и общения с родителями (или заботящимися о нём взрослыми).
Сперва зреют более старые структуры, которые достались нам от очень далёких предков. После – структуры, отвечающие за восприятие (зрение, слух, обоняние) и моторную деятельность (движения, от грубых до более тонких, в том числе в пространстве).
И в самую последнюю очередь дозревает префронтальная кора больших полушарий – область мозга, которые отвечает за регуляцию деятельности и самоконтроль. Если проще, это зона ответственна за возможность собой управлять и себя остановить.
Эти структуры заканчивают своё созревание к 21-25 годам. Очень поздно.
6-7 лет – это оптимальный возраст похода в школу с точки зрения физиологии, потому что именно тогда префронтальная кора лобных отделов созревает хоть как-то. Только к этому возрасту ребёнок становится способен сознательно регулировать своё поведение. Только к этому возрасту у него появляется какая-то воля.
До 6 лет произвольность только зреет. И зреет она в ведущих видах деятельности. Вы можете почитать об этом в интернете, посмотреть теорию Эльконина. Она довольно подробно и доступно описана, например, на Википедии.
Я рассказываю вам эту информацию и обращаю к теориям, потому что это важно понимать, когда мы предъявляем требования ребёнку.
В 4 года волевые процессы малыша очень слабые. А ведущая деятельность (та, в которой развиваются ВСЕ психические функции) – это игра. То есть в 4 года ребёнок, который пытается учиться писать или читать (именно пытается, потому что его мозг к этому не готов, у него ещё не сформировалось в достаточной степени зрительно-пространственное восприятие, моторика, слухо-речевая память), будет делать это медленно, с напряжением и плохо. Потому что задача естественной линии развития на этом этапе в другом.
Если в 4 года ребёнок бегает по комнате, играет, бесится, это лучше сказывается на его психике и мышлении. Потому что так он учится управлять телом, ориентироваться в пространстве и т.д.
4-летнему ребёнку развивающие занятия не интересны. И это нормально. Такая ценность появляется годам к 6-7 (и то, если он видит пример взрослых, которых читают книги и чем-то интересуются). Чтобы просидеть на занятиях, нужна произвольная регуляция. Её у него тоже нет. То есть своим вниманием он владеть не может.
Поэтому малыш, которого пытаются развивать, а ему скучно и он сползает под стол в этом возрасте – абсолютная норма.
Если у вас есть желание развивать ребёнка, то лучше делать это через эмоции и игру. Произвольная память в этом возрасте тоже ещё практически не сформирована. Малыш запоминает только то, что вызывает эмоции: интерес, радость, страх, злость. Без эмоций занятия, действительно, будут пустыми и бесполезными.
В детских клубах, которые предлагают развивающие занятия, обычно учитываются такие особенности. Поэтому вы можете увидеть, как маленькие дети, которые вроде как должны что-то учить, почему-то бесятся, прыгают, бегают, кричат, а педагог только управляет этим процессом, но не заставляет никого сидеть. На самом деле, только так в этом возрасте дети могут что-то усвоить. За партой в них ничего не осядет, кроме скуки, отвращения к учёбе и нежелания продолжать.
Плюс, когда мы идём против естественной линии развития, мы оказываем медвежью услугу. Ребёнку приходится включать те зоны мозга, которые ещё не готовы, направлять туда энергию, и из-за этого страдают функции, которые сейчас должны были бы развиваться. Например, речь (и кстати, к 4 годам ребёнок должен говорить много-много простых предложений, но никак не сложноподчинённых, может путать окончания и «заплетаться» в словах), эмоциональный интеллект (один из факторов успешности в современном мире), отношения с другими детьми, полоролевая идентификация.
Именно поэтому важно обратиться к своим представлениям, изучить нормы развития и определиться, что вы сейчас можете требовать от ребёнка, а что нет, потому что ему это физически не под силу. Это всё равно что требовать от взрослого, который не знает нот, играть на фортепьяно – он не сможет, потому что не способен на это, прежде нужно выучить нотную грамоту. Так и с детским развитием: прежде ему нужно набегаться, наобщаться, наиграться, получать от вас максимум тепла и любви, насмотреться на деревья и цветочки, цветные фигурки, нарисоваться, налепиться, и уже только после садиться за парту.
То, что сейчас ваш ребёнок не хочет учиться, вряд ли скажется на его школьных успехах. Проводились исследования: дети, которые умеют хорошо писать и читать до поступления в школу, в процессе обучения не учатся лучше, а вот общение со сверстниками у них складывается даже хуже.
Постарайтесь, пожалуйста, не думать о том, что кто-то будет над ней смеяться, и не всегда слушать тех, кто говорит вам что-то ранящее и обидное. Даже если врачи и психологи найдут какие-то отклонения в развитии вашей девочки, это не значит, что с ней что-то не так. Это не стыдно. И не смешно. Это будет данностью, которую можно корректировать. Сейчас наука в этом достигает больших успехов. И есть множество семей, детки которых, даже с отставанием, достигали хорошего уровня. Главное, если вдруг так сложится, найти хорошего специалиста, которому вы сможете доверять, и следовать его рекомендациям.
В развитии многое зависит от мотивации: делаете ли вы это из любви и заботы, мягко и с пониманием того, что нужно малышке. Или же вы делаете это из страха и осуждения, которые будут негативно сказываться на ваших отношениях с дочкой и вас саму загонят в ловушку невроза.
Поберегите и ребёнка, и себя. Никакие жестокие слова не будут значить больше, чем ваше спокойствие, мудрость и благополучие ваших детей.
Желаю вам удачи, всего доброго.
Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»