Здравствуйте, уважаемый специалист! Нужна помощь в направлении воспитания ребёнка. Я развелась с отцом ребёнка (ей на тот момент было 2 года), были ужасные отношения, при ребёнке поднималась рука на меня, и ребёнку могло попасть, поэтому я ушла. Сейчас у нас семья, есть другой муж и ещё один ребенок. Суть проблемы в том, что с первого года жизни (мы прошли все кризисы возрастов) дочка никого не ставит в авторитет, не слушается, часто истерит, ничем не хочет заниматься (учить алфавит, писать цифры, танцы, рисование). На все один ответ «нет!», протест на протесте. Пыталась и ласково с ней все решать, но ребёнок все равно негативит. Пробовали лишать игрушек, сладкого, чтоб хоть немного слушалась, но все бестолку. Руки опускаются, и муж любит её (не обижает, как ее настоящий отец), но что-то не идёт наше воспитание. Я понимаю, что дети не должны быть послушными куклами, но так как истерит по поводу и без ребёнок, уже нет сил... Помогите советом.
Дарья, здравствуйте.
Тяжёлая семейная обстановка, в которой вы с дочерью жили, не могла не сказаться на её самочувствии.
В развитии ребёнка есть золотое правило – оно может происходить только в ситуации спокойствия. Если ребёнку хорошо, он чувствует себя в безопасности, защищённым и любимым, у него есть силы развиваться. Если нет – он кидает все свои ресурсы, чтобы справляться с тяжёлой ситуацией. И тогда на обучение, танцы, рисование не остаётся ни сил, ни желания.
Тот же принцип касается и травм, которые ребёнок мог получить в детстве. Конечно, ваша дочка была ещё маленькой и ничего не понимала, когда вы жили с бывшим мужем, однако домашняя атмосфера, накал, ваши страхи и тревоги, ваша боль – всё это ощущалось ею. И могло остаться в психике.
Пока ребёнок переживает травму, непонятные чувства тревоги, которые сам не может распознать, он не может заниматься в полную силу ничем другим. И при этом это рождает в нём и иные реакции – протест, желание спасти и отстоять себя, желание словно освободиться из уз тревоги (а значит – из уз всего вокруг), но при этом быть рядом с вами и чувствовать себя в безопасности.
Если ребёнок прошёл через пугающие события в семье, которые могли отложить на него отпечаток, самым лучшим решением будет обратиться за очной помощью к детскому или клиническому психологу, специализирующемуся на детях с травмой. На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатной психологической помощи в вашем городе - https://www.ya-roditel.ru/map/. Желательно обратиться к специалисту, имеющему хорошие рекомендации.
Обучение чтению и письму – очень особенная тема. Физиологически мозг ребёнка становится готов к этому лишь к 5-6 годам. И именно в это время ребёнок учится читать быстрее, успешнее, без лишнего стресса. Хотя изучать буквы и цифры можно начинать и раньше, но, скорее, как элементы игры или знаки. При этом, как я говорила выше, чтобы мозг созрел, ему нужно обеспечить стабильность и покой. Фигурально выражаясь, подлечить то, что давно не даёт расслабиться.
Вашему ребёнку от вас нужно следующее: знать, что вы её принимаете, любите, цените, и при этом даёте ей свободу, в том числе не делать то, что ей не хочется. Травма о прошлом не уходит быстро. Поэтому раз за разом ваша дочь ждёт от вас доказательств, что теперь, в этом новом доме, с этим мужчиной рядом будет иначе: тепло, безопасно, что больше не будет криков и угроз, больше не будет тревоги и вашего горя. Ей очень нужно в этом убедиться.
И при этом, как только ребёнок убеждается, что теперь ему ничего не угрожает, может произойти откат – поведение ухудшится ещё сильнее. Вы можете почувствовать этот механизм на себе. Когда сначала мы долго-долго напряжены и боимся, а потом пониманием, что самое страшное позади и можно расслабиться, то первым делам хочется не улыбаться и учиться, а плакать и кричать, срываться на других, отстаивать себя. Хочется, чтобы кто-то был рядом и терпел, и учил выносить эти тяжёлые чувства.
Вам сейчас нужно быть именно тем человеком, что будет рядом и не будет разрушаться от любого «нет», даже если это на всё.
Вам нужно слушать дочку, давать ей свободу, и при этом постоянно доказывать, что она – самое главное и ценное, что вы счастливы, что она есть в вашей жизни. Что больше ей ничего не будет угрожать.
Важно обращать на неё внимание и когда она ерошиться, как ёжик, и когда спокойна и не привлекает к себе внимание. Буквально окутывать теплом. И при этом учиться отпускать – давать возможность пробовать разное, делать, что хочется, быть самой по себе и знать, что, если вдруг что, ей всегда есть куда вернуться – вы рядом и всегда будете готовы помочь и поддержать.
В переживании травм и тяжёлых момент детям очень помогают рисование, лепка, игра. Часто можно видеть ребёнка, раз за разом проигрывающего один и тот же сценарий, или же в игре которого постоянно присутствует одни и те же чувства: отделённости, страха и т.д., выражающиеся в ощущении от самой игры, от сюжета, от героев. Это очень важно, так дети самостоятельно пытаются залатать свои раны.
Часто это же отражается на рисунках, в слепленных фигурах. Такое творчество – шанс вынести из себя болезненные переживания, спастись от них.
Постарайтесь почаще играть и творить вместе с дочкой. Следите за её сюжетами, но при этом выбирайте светлых и мудрых героев, рисуйте спасающие и помогающие образы.
Не лишайте её игрушек, того, что она любит. Скорее наоборот – дайте чуть больше себя и своей поддержки. По всей видимости, ей самой сейчас очень нелегко.
Всё это, особенно если подкреплено вашим постоянством, мудростью и теплом, может помочь. Но есть ситуации, когда помощь специалиста незаменима. Я очень вам советую не пренебрегать этим и обратиться очно к квалифицированному специалисту.
Психолог Портала «Я – родитель»