Вопрос специалисту

Ребёнок не слышит просьбы

Ребёнок не слышит просьбы

Мой ребенок не слышит меня и не слушается, все приходится повторять по много раз. Витает в облаках, не хочет ничему учиться. В саду чуть ли не тупым называют. При этом он умеет немного читать, писать, хорошо запоминает стихи и т.д. У него есть свои интересы, он рисует, лепит, Лего нравится. От остального он постоянно отвлекается, не воспринимает просьбы.

Олеся

Олеся, здравствуйте! 


Чтобы ребёнок Вас услышал, попробуйте соблюдать следующие рекомендации: 

 1. Зрительный контакт. При разговоре с малышом, не смотрите в сторону, не отвлекайтесь. Сядьте на его уровень, завладейте вниманием, посмотрите в глаза, убедитесь, что он Вас видит, а уже потом говорите. 

Наши дети растут в атмосфере постоянного шума – с улицы, из телевизоров и гаджетов, от соседей, от людей вокруг. Иногда им действительно сложно вычленить из всего этого наши просьбы, особенно если у него есть опыт, когда мама что-то просит, а после делает сама. Это негативный паттерн, который очень легко закрепляется. Чтобы Ваша просьба не сравнялась с фоновым шумом, сначала заполучите внимание малыша, потом обращайтесь. 

2. Простые просьбы, понятным языком. Мозг пятилетки ещё не умеет планировать и контролировать сложную деятельность, разбивать программу на элементы и выполнять их последовательно. 

Ребёнок не воспримет Вашу просьбу – возьми то-то и сделай так-то, к примеру, «убери игрушки и иди мыть руки, пора кушать», «надевай носки и штаны», «выпей молока и иди чистить зубы». А иногда наши просьбы звучат ещё сложнее! 

И это также патологический паттерн, который закрепляется – если я не могу точно понять, что хочет от меня мама, то имеет ли мне смысл её слушать, только расстраиваться снова. Ваша просьба к дошкольнику должна быть одноступенчатой – «сейчас мы будем кушать, иди мой руки», «через полчаса ложимся спать, давай убирать игрушки», «подойти ко мне пожалуйста, там опасно». 

Вы озвучиваете саму просьбу, причём только одну, и причину, зачем. Так ребёнку будет гораздо понятнее, что от него хотят и по какой причине. 

3. Постарайтесь не кричать Дети привыкают к родительскому крику очень быстро. И он гораздо легче, чем спокойные слова, сливается с фоновыми шумами. Плюс, крик очень неприятен, мы слушаем его скорее невольно, чем потому что нам этого хочется. Если малышу хочется спрятаться от крика, он будет это делать, в том числе и в себя. 

4. Будьте последовательны Если Вы просите что-то сделать, то не идёте и не делаете это сами. Вы завладеваете вниманием ребёнка и настаиваете на своём (настаиваете мягко). Если Вы предупреждаете о каких-то последствиях, то эти последствия должны настать. Другими словами, Ваши слова должны быть подкреплены действиями. Чтобы они не были для малыша пустым звуком.  

5. Изменения будут медленными Рекомендации и советы не начинают работать сразу. Нужно время, чтобы ребёнок понял – ситуация изменилась, теперь всё по-другому. И начал к этому адаптироваться.  

6. Побольше хвалите Замечаете ли Вы хорошее в малыше? Ведь это очень важно. Мы привыкли обращать внимание только на плохое, а успехи и маленькие победы часто воспринимаем как должное. 

Был такой эксперимент – в школьных тетрадях учителя не только зачёркивали ошибки красным, но и подчёркивали правильное написание зелёным. И мотивация детей к обучению подросла. 

Всем же приятно, когда их хвалят. Вы пишете, что ребёнок в 5 лет уже немного умеет читать, писать, рассказывать стихи, имеет свои интересы, соответствующие возрасту. И при этом, в саду его «чуть ли не тупым называют». Лично для меня картина совершенно не вяжется. Ребёнок, умеющий читать и писать в 5 лет не может быть «тупым». Вообще, в норме чтению и письму детям желательно обучаться лет с 6-ти (согласно развитию определённых мозговых структур). 

Если Ваш сын учится этому и у него получается (в том числе с ошибками), значит его мозг развивается. У него функционирует и память (запомнить буквы, их звуки и зрительный образ, плюс, ещё и стихи запомнить), и внимание (для письма и чтения нужна большая концентрация), и восприятие (слово читается сначала по буквам, потом целиком), и мелкая моторика, и зрительно-моторная координация (мы следим глазами за тем, что пишем), и пространственная ориентация (как писать буквы С, Я, К, в какую сторону поворачивать их хвостики»), и способность переключаться между элементами программы (чтобы написать М, а после него А, нужна целая программа в голове, состоящая из оттормаживания прошлого действия и постановки новой задачи, это очень непросто для ребёнка). И это ещё не всё!  

Вы только представьте, какой уровень развития нужен ребёнку, чтобы научиться писать. Учитывая, что с большинством этих функций ребёнок не рождается, а если и рождается, то они требуют совершенствования, чтобы стать произвольными.  

Сказать, что ребёнок «тупой» - просто. Особенно если он чем-то отличается от других детей. Гораздо сложнее найти его успехи и похвалить за них. Оставайтесь на стороне ребёнка, следите за его развитием, помните, что для Вас-то он самый лучший. Это поможет ему не потерять веру в себя (его самооценка – это, на самом деле, то, как Вы его оцениваете). 

Основные условия развития дошкольников: свободная игра без правил, спокойная домашняя атмосфера, безопасность. Соблюдая их, Вы уже обеспечиваете ему «почву для ума».  

Однако, если Вы видите, что ребёнок игнорирует Ваши просьбы, словно находится «за стеклом», если он не поддерживает зрительный контакт, если у него есть крайне ярко выраженные интересы (при этом очень однотипные), стереотипные движения (махи руками, как порхающие движения, бег по кругу), необычные вокализации – обратитесь к неврологу для контроля за соматическим развитием. Любую проблему лучше поймать на раннем этапе, чтобы было больше возможностей для лечения или коррекции. 

сли Вам понадобится очная консультация специалиста, Вы можете обратиться в бесплатную службу психологической помощи. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале - Список бесплатных служб психологической помощи


Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»