Ребёнок очень активный, постоянно крутится и бегает

21.01.2020

Здравствуйте! Мой ребенок пошел в 1 класс, и он очень, очень активный. Ему очень тяжело сидеть, и учительница жалуется, что он постоянно крутится, на перемене носится, на прогулке носится и ее не слушает. Он всегда такой был. Думала о том, чтобы сходить к неврологу, и скорее всего ему поставили бы гиперактивность. Но... Я понимаю, что это бы все равно ничего не исправило, это всего лишь диагноз, а таблетками кормить не хочу. Дома мы справляемся, а вот в школе не можем. Как мне повлиять на него, как объяснить, что нужно стараться держать себя в руках? Он вроде все понимает, но его не хватает на долго.

Ирина

Ирина, здравствуйте!

В вашем случае, действительно, стоит посетить невролога. Будете ли вы соблюдать назначения врача и давать медикаменты – это уже второй вопрос. Проконсультироваться нужно, в первую очередь, чтобы понять, справедливы ли ваши опасения относительно наличия синдрома гиперактивности.

Дело в том, что повышенная активность – это высокий уровень нейродинамики. В этом случае нервная система ребёнка очень крепкая, у него достаточно энергии для длинного дня, он может выполнять множество видов деятельности и уставать гораздо меньше, чем, к примеру, астеник. Активный ребёнок – это хорошая норма (также, как и пассивный, всё дело просто в изначальной силе нервной системы). Но активный ребёнок к 7-ми годам уже может не отвлекаться, контролировать своё поведение и следовать указаниям взрослых.

То, что называют СДВГ, – это сочетание слишком высокого количества энергии и недостаточного развития префронтальной коры головного мозга (отвечающей за самоконтроль). И это состояние уже нуждается в коррекции.

Потому что при гиперактивности, по сути, совершенно бессмысленно говорить ребёнку, чтобы он «держал себя в руках». Он, действительно, всё понимает. Такие особенности никак не сказываются на интеллектуальном развитии. Но, к сожалению, у него физически нет возможности следовать вашему наставлению. Его мозг недостаточно зрел, чтобы держать крепкий контроль. И поэтому поведение очень быстро уплывает от намеченного плана.

СДВГ – это не только желание постоянно двигаться, чтобы сбросить энергию. Это ещё и дефицит внимания (как раз из-за слабости префронтальной коры). Ребёнку сложно долго концентрироваться на одной и той же деятельности. На это уходит дикое количество сил, он устаёт. И единственный для него шанс взбодриться и привести себя в нормальное состояние – это снова начать активничать. Поэтому мы так часто видим ребёнка, который не может усидеть на месте, которому надо срочно двигаться и что-то делать. Который ни с того ни сего встаёт и ходит по классу, бегает как сумасшедший на переменах.

Это поведение – одновременно и способ сбросить напряжение, и единственная возможность хоть немного вернуть себе хорошее самочувствие.

Для самого ребёнка вся эта ситуация очень мучительна. Потому что его действия регулируются не осознанным контролем, а желанием привести себя в нормальное, комфортное состояние. Так как слишком часто он вылетает из этого комфорта.

Поэтому так важно обратиться к доктору и понять чуть лучше особенности вашего ребёнка. Я не могу ничего сказать по поводу медикаментов и их необходимости, потому что это – прерогатива врачей. Однако если у ребёнка есть нарушения в работе организма, лекарства направлены на то, чтобы их убрать: скорректировать именно физиологическую составляющую. При СДВГ она всегда есть.

Как психолог, я могу рекомендовать вам обратить внимание на 2 стороны проблемы: избыточное возбуждение и дефицит самоконтроля.

Чтобы немного сгладить первую сторону, чаще играйте в спокойные игры, устраивайте релаксационные мероприятия: массажи, поглаживания. При этом важно давать и место для выхода накопившейся энергии. К примеру, несколько раз в день в определённое время можно орать и бесится, как душе угодно. А в остальное время нужно стараться держаться и ждать (однако, как я уже писала, для ребёнка с СДВГ это очень сложное задание).

С другой стороны, обратите внимание на тренировки самоконтроля. Он корректируется в любых играх, где нужно останавливать себя усилием воли. Хорошо работают раскраски (потому что подчинены тому же принципу – остановить руку до того, как она перейдёт черту), но часто дети с дефицитом внимания их очень не любят.

Для развития навыков планирования хорошо помогают наглядные инструкции: картинки с распорядком дня, с последовательностью еды и одежды.

Один из эффективных способов работы с нарушениями в развитии нервной системы у детей (речь идёт не только об очевидных отставаниях и недоразвитии, но и о дефицитах, как при СДВГ) – нейропсихологическая коррекция. Ею занимаются нейропсихологи, они не выписывают лекарства но, если вы найдёте хорошего, он обязательно спросит заключение врача. Потому что это основа для построения стратегии работы именно в вашем случае (каждый ребёнок и каждая ситуация индивидуальны).

Из практики могу с уверенностью сказать, что занятия с грамотным специалистом позволяют добиться очень существенных изменений. И сделают не только вашу жизнь проще, но и помогут самому ребёнку чувствовать себя лучше.

Помните, что любая проблема вызывает в психике детей напряжение. И её решение направлено именно на то, чтобы сделать жизнь ребёнка спокойнее и гораздо качественнее. Ориентируйтесь на это.

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад