Вопрос специалисту

Ребёнок стал учиться на одни двойки в новой школе

Ребёнок стал учиться на одни двойки в новой школе

Здравствуйте! Моему сыну 10 лет. Переехали в другой район города, сменили школу. В предыдущей школе был хорошистом, но не тем хорошистом, что стабильно учится на 4, а тем, кто периодически получает 5 и 2. Двойки были, и частенько, но были и хорошие оценки, в итоге вытягивал на 4. 


Перешли в новую школу. Боялась, не вольётся в коллектив, но нет, учительница говорит, что он с первого дня влился. Ребёнок мне тоже не жаловался... Но вот учёба... одни двойки, по восемь двоек за неделю. Учитель с укором спрашивает, как он мог быть хорошистом, когда его ОЦЕНКА ДВА БАЛЛА. За четверть тройки она ему просто РИСУЕТ, он этого не заслуживает. 

Новый учитель - сильный педагог, это очень заметно. Есть одно...НО! Была на родительском собрании и заметила не любовь учителя к мальчикам. "Нет мальчиков хорошистов, мальчики обижают девочек, мальчики срывают уроки, родители мальчиков будут иметь проблемы и бла-бла…" 

Понимаю, что и это не причина, главная причина в том, что сын ничего не хочет делать. Может сидеть за уроком 3 часа, но так ничего и не написать, пока я рядом не сяду... Периодически, когда есть время, я стараюсь делать уроки с ним, и вижу, что знания есть... да, есть хаос в его голове, но не ДВА БАЛЛА. 

В семье теперь обстановка - вечная ругань. Отец ругает, я ругаю. Недавно жутко отлупила и выставила за дверь, и понимаю, что в корне не права, но не знаю, что мне делать... В ответ ещё больше двоек и прогул по внеурочным работам. Разговоры, наказания - не действуют. Посоветуйте, пожалуйста, к какому психологу в Санкт-Петербурге можно обратиться. Заранее благодарю за ответ!

Марина

Марина, добрый день!  


На нашем Портале Вы можете найти список бесплатных служб психологической помощи в Вашем городе - Список бесплатных служб психологической помощи

Если Вы выбираете специалиста, присмотритесь к тем, кто работает не только с маленькими детьми, но и с подростками. Одна из самых неприятных особенностей школьной системы в том, что мы не можем обойтись без человеческого фактора. Один и тот же результат, одна и та же работа разными учителями могут оцениваться совершенно по-разному. Кто-то ставит на первое место старания и личный прогресс ученика, у кого-то есть любимчики, кто-то ориентируется исключительно на эталоны того, как должно быть.  

Вполне возможно, что вклад учительницы в успеваемость Вашего ребёнка тоже существенен. Представьте себя в двух ситуациях. В одной учитель отмечает Ваши успехи и старания и не сравнивает с другими детьми. В другой учитель, возможно, изначально предвзято к Вам относится из-за Вашего пола (фактор, на который Вы лично никак повлиять не можете, и который изначально, без причины, ставит Вас в невыгодное положение), оценивает Вашу работу строго и исходя из эталона и, вероятно, ещё и навешивает на Вас вину за плохое поведение класса. 

В какой ситуации Вам было бы комфортнее? В каком классе Вы хотели бы учиться? Хотели бы Вы вообще ходить школу, будучи во второй ситуации? Вашего сына можно понять. Если моих сил не хватает на то, чтобы заниматься, а в школе меня ещё и считают одним из «мальчиков – хулиганов», который не будет хорошистом, я очень быстро перестану хотеть туда ходить. 

Вы ругаете сына за то, что он не старается и не делает уроки. Но кто бы вообще старался что-то делать в такой ситуации? Если мои успехи не замечают и велика вероятность, что, что ни делай, я останусь «хулиганом», есть ли вообще какой-то смысл стараться?  

Исходя из Вашего письма, ребёнок мог потерять вообще какую-то мотивацию к обучению именно по причине определённой атмосферы в школе. Если Вам кажется, что вклад учителя велик и она действительно превратно относится к ребёнку только потому, что он мальчик, Вы можете поговорить с ней об этом. Не при детях, тет-а-тет, как два взрослых человека, не обвиняя и не ругаясь. Спокойно выяснить, что не так в работах Вашего сына, попросить показать тетради, узнать, где именно его знания «проседают», есть ли эталонные работы, на которое сыну стоит равняться, вообще пишут ли мальчики хорошие работы, если да, можно ли посмотреть и их. 

Другими словами, узнать максимум о той ситуации, в которую попал Ваш ребёнок, и требованиях к нему. Важно во всём этом оставаться на стороне ребёнка. Учёба в школе – это очень важно и нужно для будущей жизни. Но, с другой стороны, Ваш сын живёт не в будущем, а сейчас. И вполне вероятно, что сейчас ему очень тяжело. 

Ни одна школа не стоит того, чтобы из-за неё жизнь дома превращалась в поле боя. В вопросах обучения Вам стоит оставаться на стороне ребёнка, а не переходить на сторону учителей. По этому вопросу рекомендую ознакомиться с книгой Людмилы Петрановской «Тайная опора».  

Наше поколение, к сожалению, воспитывали иначе. И потому мы привыкли требовать от детей многого, вставать на сторону старших и считать их априори правыми. Однако это не всегда бывает так. Решите для себя, кто Вам ближе – учитель или сын? Кого Вы будете слушать? Можете ли Вы доверять Вашему сыну? Ругань в семье может ещё больше усугубить ситуацию.

Сын чувствует, что в школе мало что получается. При этом дома его также не принимают и требуют того, что он не в силах сделать. Всё это может негативно сказаться на его состоянии. Попробуйте на какое-то время отрешиться от проблем со школой. И заняться именно ребёнком. 

К примеру, он не любит делать уроки. Почему? Это требует сил, а он не может собраться? Видит ли он ваш с отцом пример изучения чего-то нового? Есть ли в семье ценность образования и развития? Помните, что ребёнок учится не на Ваших словах, а на Вашем примере.  

Узнайте интересы Вашего сына. Что он любит делать? Чем занимается с удовольствием? Если бы не уроки, на что бы он тратил своё время? Если он любит компьютерные игры, какие именно? Что в них его интересует больше всего? Какие действия нравятся? Ему нравится бродить? Или стрелять? Или решать головоломки в игре? Ваш ребёнок обладает собственным внутренним миром, переживаниями и проблемами. 

Школа – это его первый шаг во взрослую жизнь, где он учится взаимодействовать с ровесниками и старшим поколением, справляться с трудностями и стоять за себя. Ваша задача на этом пути – быть ему опорой и тылом, а не очередным испытанием на выносливость. Слушать и заботиться, а не наказывать. Поддерживать. И потихоньку отпускать решать свои дела самому.  

Это может быть сложно принять, потому что нас растили совсем иначе. И мы вроде выросли нормальными людьми. Но, как показывают исследования, дети, для которых дом был безопасным местом и чья семья интересовалась ими самими, а не их успехами в школе, вырастают более самостоятельными и самодостаточными. Вы не можете изменить отношение учителя. 

Но в Ваших силах окружить сына принятием и любовью. Чтобы в любой ситуации он знал, что ему есть на кого опереться, к кому пойти за поддержкой и защитой. Именно это самое главное, это сделает его счастливым. А не школьные оценки.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»