Вопрос специалисту

Ребёнок после года перестал говорить, откликаться на имя

Ребёнок после года перестал говорить, откликаться на имя

Добрый день!!! Ребенку 1 год и три месяца, после года она перестала говорить слова мама, папа, баба, да, дай. В игрушки, кроме мячика и коляски с куклой, особо не играет, с трудом играем в пирамидку, шнуровку, перестала откликаться на имя, бывает, что посмотрит, когда зовёшь, но не всегда, бывает, что ходит по кругу недолго. До года проблем вообще не было. Очень боюсь, что отклонения могут быть в психическом развитии, столько себе уже накрутила в голове (может, я не так все делаю). Я сильно преувеличиваю страхи или действительно есть о чем беспокоиться?

Римма

Римма, здравствуйте!

На что в действиях и состоянии ребёнка нужно обязательно обратить внимание и насторожиться при наличии: 

1. Регресс в развитии. Ухудшение поведения, речи, моторики, внимания, памяти и т.д. 

2. Частые и резкие смены настроения.

3. Огромное количество страхов, повышение тревожности

4. Тики, навязчивые движения (заикание, хождение со скрещенными пальцами, повторение несколько раз одного и того же действия).

5. Потеря аппетита без видимых на то причин

6. Отрешённость, резкое нежелание ничего делать (в сравнении с тем, что было раньше)

7. Агрессивные реакции и беспокойство (которых раньше не было)

8. Головные боли, боли в животе и т.д.

Если вы наблюдаете у ребёнка эти моменты систематически, в течение нескольких недель, необходимо проконсультироваться очно с врачом.

Найдите хорошего детского психиатра или невролога (в первую очередь нужно обратиться к медику). После – клинического психолога. На нашем Портале можно найти адреса и контакты бесплатных психологических служб в вашем городе - https://www.ya-roditel.ru/map/.

Живой осмотр нужен для того, чтобы собрать полный анамнез и провести диагностику ребёнка. Удалённо, несмотря на то, что ваше описание подходит под ситуацию регресса, сказать что-то однозначно очень сложно.

Дело в том, что небольшие откаты в дошкольном возрасте иногда имеют место. В идеале, их быть не должно. Однако стрессовые ситуации могут спровоцировать возврат к более ранним формам поведения. К факторам, приводящим к этому, относятся, к примеру, переезд, травма (физическая в том числе), болезнь, нестабильная семейная обстановка. Другими словами, всё, что нарушает спокойствие малыша.

В этом случае рекомендуется продолжать заниматься с ребёнком, как и раньше. Постараться усмирить собственную тревожность и постепенно возвращать утраченные навыки.

Однако существуют ситуации, когда причинами регресса являются органические патологии и психические механизмы, которые активируются в определённый момент.

Чтобы вовремя определить, с чем конкретно вы имеете дело, стоит проконсультироваться со специалистом. Чем раньше вы обнаруживаете проблему и принимаете меры, тем больше вероятность, что ребёнок скомпенсируется.

Я понимаю ваше волнение. Оно естественно. Но лучше посмотреть правде в глаза и начать действовать сейчас. Опираясь на реальность, мы можем многое изменить в сложившихся обстоятельствах, нежели если продолжаем пребывать в своих волнениях и фантазиях.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»