Вопрос специалисту

Ребёнок постоянно жалуется, что его обижают

Ребёнок постоянно жалуется, что его обижают

Здравствуйте! Ребёнок ходит в сад и постоянно жалуется, что его там обижают, я неоднократно общалась с родителями тех детей, но проходит время, и другой ребёнок начинает обижать сына. Разговаривала с сыном, сказал, что он просто боится, что ему дадут сдачу. Даже если забирают его игрушку, он просто молча отдаёт, а потом бежит ко мне или к отцу, просит, чтобы мы решили этот вопрос, но мы этого не делаем. Много беседуем с сыном, но это ни к чему не приводит. Ребёнок очень залюблен у нас. Либо мы слишком давим на него?

Здравствуйте!

Понимаю, как хочется, чтобы ребёнок мог отстоять свои интересы. Это навык, который точно пригодится в жизни, когда ваш мальчик вырастет, а вас уже не будет рядом. Обучать ему, тренировать его можно уже сейчас.

Какие существуют возможности для этого:

1. Самая плодотворная площадка для отработки любых навыков – это игра.

Сейчас игра – ведущая деятельность вашего ребёнка, в её процессе развиваются все его когнитивные функции. К тому же игра – это безопасное пространство, где можно пробовать разные варианты поведения, а за ошибку не придётся платить какую-то высокую цену (в отличие от жизни).

В формате игры вы можете проигрывать вместе с ребёнком сценки, где его или вашему герою необходимо отстоять себя. Важно, чтобы и ваш герой умел это делать, на вашем примере герой ребёнка может перенять модель поведения. Довольно сложно в жизни реализовывать то, что, быть может, никогда не видел.

Таким образом, сначала ваш герой в процессе игры может попасть в ситуацию необходимости себя защитить, а после – герой ребёнка, а ваш будет ему помогать, не заменять его, но поддерживать, оставаться на его стороне.

Это работает на благо детской психике, потому что так можно попробовать и накричать на обидчика, и дать сдачи, и рассказать свою позицию, а после – понаблюдать, какие последствия имеют те или иные действия. И что из них оказывается более предпочитаемым и адаптивным.

Подобный целительный эффект имеют и сказки. Вы можете сочинить сказку специально под вашего малыша, в сети есть много шаблонов, как это делать. И в ней у главного героя обязательно должна быть поддерживающая фигура – добрый волшебник, сильный войн и т.п. Эта фигура – помощник в преодолении сложностей, сильный, смелый, мудрый образ.

Если этот образ получится опорным, ребёнок сможет «впитать» его силы: перенести внутрь себя, сделать своим героем и в жизни. Чтобы этому помочь, можно придумать амулет, который будет связывать мальчика с этим образом, и позволить ему носить его с собой. Прежде, конечно, поговорив о его происхождении и смысле.

2. Ещё одна отличная площадка для тренировки новых навыков, в том числе навыка отстаивания себя, - это отношения с вами.

Может ли ребёнок сказать вам о своих желаниях, злости, обиде? Можно ли запретить делать что-то со своими вещами, а вы услышите и отнесётесь с уважением? Есть ли у ребёнка дома свой угол: только его вещи, его кровать, его комод, его игрушки, которые никто не может брать или куда нельзя лазить без его разрешения?

Это неочевидные вещи, но они влияют. Если в доме ребёнок не может отстоять себя или может, но в ответ получает укоры, результат всегда негативен для него, то и в общении с другими людьми он будет робеть, стесняться и прятаться за взрослыми.

Игра и вы сами как родители – это стартовые точки для формирования всего. Вы – даже в большей степени.

Плюс, есть несколько дополнительных моментов, на которые мне важно обратить внимание:  

- В любой игре, при любом объяснении, фон ваших с ребёнком отношений должен быть тёплым.

Попробуйте не осуждать сына, не критиковать, если сейчас иногда делаете это, не порицать. Его невозможность защититься – это не патология характера, а просто отсутствие должного понимания как и отработанных навыков. Это можно подтянуть. И многое здесь зависит от вас.

Поэтому чем больше понимания, поддержки, участия, добра, ласки, тем лучше. «Залюбленности» много не бывает.

- Если у ребёнка есть какое-то поведение и оно держится долго, велик риск возникновения вторичных выгод.

Что это поведение ему даёт? Что было бы, если бы ребёнок мог за себя постоять? Как сложились бы отношения в семье?

И здесь нужно быть максимально честной с собой. Не стало ли бы меньше внимания у ребёнка, не будь у него такой проблемы? А сочувствия?

Не будь проблемы, о чём бы вы говорили с супругом? Есть ли темы или конфликты, которые сейчас стоят на паузе, потому что есть сложности более срочные?

- И последнее: если ребёнок просит ему помочь разрешить конфликт, это всё-таки важно попробовать сделать.

Но не идти и всё говорить за него, а идти и помогать ему, поддерживать его, быть в этом конфликте вместе с ним, на его стороне.

То есть ваша задача в разрешении вопросов – не выяснять отношения с другим малышом, а показывать, как это делать, помогать детям, рассуждать вместе с ними, говорить о чувствах каждого и быть опорой для своего сына, чтобы впервые он разрешал конфликт не один, а держа вас за руку. Это будет позитивным опытом, который в будущем он унесёт в самостоятельную жизнь.

Желаю вам большой удачи! Всего доброго.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»