Вопрос специалисту

Ребёнок расстроился из-за заниженной оценки

Ребёнок расстроился из-за заниженной оценки

Дочка очень расстроилась и-за "4" по проверочной работе по русскому языку, которую, как она считает, ей поставили незаслуженно - в слове «миллион» преподаватель в соединении букв не разглядела вторую букву "н", позже сама это признала. Но оценку исправлять, сказала, не будет. Дочка злится, ей обидно, как ей помочь, чтобы не потеряла интерес к учебе и не было конфликта в школе?

НАТАЛЬЯ

Здравствуйте, Наталья! 


 Вашего ребёнка можно понять. Любому человеку будет очень обидно, если незаслуженно и совершенно несправедливо он получит заниженную оценку своих успехов. Особенно если эта оценка для него очень важна. Любой человек будет злиться по этому поводу, это абсолютно нормально.  

Школьная система имеет в себе несовершенства. И одно из них – невозможность на 100 процентов спрогнозировать чужое мнение о своей работе. Конечно, в идеале, оценки нашим детям ставят за знания. В идеале, учитель не руководствуется симпатия и иными соображениями, кроме как оценить качество данного конкретного задания. На деле это не всегда так. Причём это необязательно говорит плохо об учителях. Но мы все люди, у нас бывает разное настроение, наши решения иногда могут быть нелогичны или непонятны. 

Однако, в итоге, мы получаем ребёнка, попавшего в ситуацию, где оценка его работы может быть занижена (или завышена, так тоже бывает). И иногда эти колебания мы не можем предугадать. 

 Попробуйте рассказать об этом Вашей дочке. Дома, в спокойной обстановке, объясните, что Ваша девочка сделала максимум из того, что могла. Что она большая умница и хорошо постаралась, но даже если бы старалась чуть меньше, всё равно была бы самой любимой и дорогой Вашему сердцу. Расскажите, что ни Вы, ни она, ни дядя Петя ничего не могут сделать с желанием учительницы поставить 4-ку. Вероятно, у неё на то были какие-то свои причины, нам не до конца понятные. И если она не желает их объяснять, никто не сможет её заставить. Напомните ребёнку, что школьная оценка иногда бывает очень субъективным показателем знаний. И не за циферкой в дневнике дети учатся. А зачем тогда? Что интересно Вашей дочке? Почему ей важно получить именно 5? Получает ли она достаточно признания и внимания, даже если не делает что-то идеально? 

 Ваша задача – разрушить детский миф о том, что оценка – главный показатель успеха ребёнка, что именно по дневнику можно сделать вывод о её знаниях и личных качествах. Часто наши дети хотят добиваться самых высоких показателей, стараются выше своих сил. И забывают, что не всегда и не всё зависит только от них. К тому же такой перфекционизм может быть дорогой в невроз. 

Как бы мы ни хотели, чтобы наши дети хорошо учились, навряд ли стремление быть первой и жесточайший стресс вместе с этим – это именно то, чего бы Вы пожелали для своего ребёнка. Напомните дочке, что любая оценка ничего не говорит о ней самой. И что учёба нужна для знаний, ради интереса, возможно, ради будущего. Ещё один вариант – рассмотреть ситуацию под разными углами. Полученная 4-ка – это совокупность стараний, решения учителя и ещё каких-то возможных сторонних факторов. 

Но при этом важный результат той проверочной работы по-русскому – что теперь Ваша дочка точно знает, как правильно писать это слово. Плюс, любые промахи или ошибки наших детей в школе – это не только повод расстраиваться или корить себя за это. Это ещё и возможность научиться справляться с проблемами – с обидой, недовольством, бессилием что-то изменить (даже если заслуживаешь этой перемены). Кроме того, это возможность не столько поконфликтовать в школе, сколько заявить о себе и своём праве получить достойную оценку. Конечно, не факт, что учительница прислушается, но поговорить с ней и попросить объяснение Ваш ребёнок имеет полное право. 

 Помогите дочери пережить этот этап и вынести из него ценное умение поддерживать себя и успокаивать, не судить о себе исключительно основываясь на чужом мнении. Для этого проговорите с ребёнком её чувства по этому поводу. Прислушайтесь, что больше всего ранит дочку в этой ситуации. Сложившееся положение - ещё и ключ для Вас к тому, чтобы понять, что на самом деле важно для дочки – оценка сама по себе, мнение о ней учительницы, слова сверстников, Ваша собственная реакция. 

 Очень важно в любой ситуации напоминать, что ни одна оценка не является мерилом того, каков ребёнок на самом деле. Что для Вас дочка всегда самая лучшая, самая любимая и прекрасная. Безопасная и принимающая обстановка дома – главное условие стабильной высокой самооценки ребёнка. Самооценки, основанной на родительской любви и заботе, а не на косом взгляде учительницы или чужом представлении о его умениях, знаниях и человеческих качествах.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»