Возраст ребёнка: 2 года 8 месяцев
Ребёнок рисует то, чего боится
Здравствуйте, мой сын стал зарисовывать лист сплошным черным цветом. Позже выяснилось, что это пещера, и в ней летучие мыши, и всего этого он боится. Это сюжет одного мультфильма. Как и чем я могу помочь ребёнку?
Софья
Здравствуй, Софья!
Через творчество дети часто проигрывают волнующие их (пугающие, тревожащие) ситуации. И тем самым словно сами себя помогают. Поэтому творчество так незаменимо для развития. Конечно, можно попробовать разговаривать с малышом, говорить, что мультфильм – это придуманная история, что в вашем городе нет таких тёмных пещер с летучими мышами. Но самое лучшее в этом случае – идти через то же самое рисование.
Устраивайте вечера (или любое удобное вам время) совместного рисования. Причём свободного, без заданной темы. А дальше поиграйте в игру – договоритесь, чтобы малыш что-то дорисовал на вашем листе бумаги, а вы на его. И нарисуйте, к примеру, доброго волшебника с фонариком, который сопровождает мальчика через пещеру (ваши навыки рисования не так важны, как сама суть) (на чёрном листе рисовать сложно, можно использовать пластилин, чтобы налепить нужные фигурки, или технику коллажа). И все мыши разлетаются от этой смелой парочки. Или огонёк света, который освещает пещеру, отчего она становится не такой уж и страшной.
Другой вариант – совместно с малышом видоизмените рисунок. Примерно так же, как я описывала ранее, но уже вместе на одном листе. Следуйте за желаниями ребёнка, за его реакцией, спросите, как бы ему самому хотелось помочь попавшему в пещеру мальчику.
Ещё вариант – с разрешения ребёнка (очень важно!!!) вместе смастерите из рисунка кораблик и пустите по речке или другому водоёму.
Попробуйте самостоятельно сочинить несколько сказок и рассказать их малышу перед снос. Про тёмную комнату/подвал/пещеру, куда попал львёнок или тигрёнок (лучше брать образ детёныша какого-либо животного, любимого вашим ребёнком), и там ему было очень страшно. Пока какой-то волшебник не показал, что бояться нечего – комната пустая, все мыши добрые (и сами пугаются его, поэтому летят в разные стороны с криками «аааааа, тигрёнок»). Сделайте сюжет простым, лёгким, весёлым. И в итоге детёныш обязательно должен быть победителем/спокойным/радостным.
Важно не запрещать малышу это рисовать. Как я уже говорила, такие рисунки целительны. Часто именно благодаря творчеству и самовыражению дети успешно перерастают свои страхи.
При этом если вы видите, что проходит время, а ситуация не только не меняется, но и становится лишь хуже. Что страх приводит к регрессу в развитии. Что ребёнок стал чересчур беспокойным, вернулась привычка сосать палец, тянуть всё в рот, нарушилось приучение к туалету, лучше обратиться за очной помощью к психологу. На нашем сайте Вы можете найти адреса бесплатных служб психологической помощи в Вашем городе. Также можно в любое время получить помощь по телефону доверия 8-800-2000-122. Звонок на него анонимный и бесплатный с любого телефона.
Однако родительское тепло, участие и поддержка, совместное творчество и переработка устрашающего материала, как правило, помогают без потерь справиться с любыми страхами.
Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»